Ознакомление с окружающим

Основная задача ознакомления с окружающим состоит в том, чтобы сформировать у детей целостное восприятие и представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний, отра­жающую существенные связи и зависимости в той или иной области.

Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребен­ка — учит его быть внимательным к тому, что его окружает: смотреть и

видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Обогащение чувствен­ного опыта неразрывно связано с развитием чувственного познания — ощущений, восприятия, представлений. Формируя адекватные представ­ления об окружающем, мы создаем чувственную основу для слова и под­готавливаем ребенка к восприятию словесных описаний объектов, явлений и отношений (стихов, рассказов, сказок, песен).

Занятия по ознакомлению с окружающим включают в себя ознакомле­ние с явлениями социальной жизни; ознакомление с предметным миром, созданным человеком; ознакомление с явлениями живой и неживой при­роды. Во время занятий детей знакомят с определенным типом свойств, связей и отношений, специфическим для каждого из четырех основных направлений коррекционно-педагогической работы, выделенных в програм­ме: «Человек», «Предметный мир», «Живая природа», «Неживая природа».

Ознакомление с явлениями социальной жизни вводит детей в мир социальных отношений и формирует представления о человеке, о строении его тела, об основных функциях организма, о видах деятельности человека, о его чувствах и взаимоотношениях в социуме. Таким образом, ребенок приобщается к нормам поведения в человеческом обществе.

В ходе ознакомления с предметным миром, созданным руками челове­ка, у детей формируются представления о функциональном назначении основных предметов, окружающих ребенка, и о способах действия с ними.

В процессе ознакомления с природой у детей формируются представ­ления о живом и неживом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объек­тов и явлений природы. Особое внимание обращается на зависимость жизни и деятельности человека от природных условий в постоянно меня­ющейся природной среде. Детей учат видеть и понимать реальные причин­ные зависимости. При этом большое внимание уделяется экологическому воспитанию детей.

В ходе коррекционно-развивающего обучения с детьми проводят заня­тия по направлениям «Ознакомление с окружающим и развитие речи», «Социальное развитие и ознакомление с окружающим». Эти занятия носят интегрированный характер по тем задачам, которые на них решаются, по уровню постановки целей и методическому оснащению. Однако при плани­ровании таких занятий должны быть четко определены специфические задачи по каждому направлению. Например, при рассмотрении темы «Фрукты. Яблоко» целью ознакомления с этим объектом является расши­рение и уточнение чувственного опыта детей (дети должны ощутить, что яблоко круглое, сладкое, красное или зеленое, гладкое). Дети должны осуществить выбор яблока среди группы фруктов; зафиксировать в слове воспринятые свойства объекта.

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ Задачи обучения и воспитания

v Формировать у детей интерес к изучению объектов живого и не­живого мира.

v Знакомить детей с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту.

v Знакомить детей с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности.

v Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматри­вать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления.

v Воспитывать у детей умение правильно вести себя в быту с объек­тами живой и неживой природы.

Показатели развития к концу первого года обучения

Дети должны научиться:

v называть свое имя;

v отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?»;

v показывать части тела и лица, отвечая на вопросы: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»;

v показывать на фотографии (выделив из трех) себя, маму, папу;

v показывать или называть отдельные предметы одежды, посуды и игрушки;

v узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых живот­ных и птиц;

v отвечать на вопрос, указывая жестом или словом, где солнышко, дом, машина, вода, дерево.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: