Культурная антропология: состояние и динамика развития

Культурная антропология представляет собой обширную область социально- научного знания, в основе которого лежит идея о том, что культура порождается и воспроизводится человеком в результате активной адаптации в динамическом при- родном и социальном окружении. Основной целью этой области познания принято считать выявление сходства и различий между культурами с помощью сравнитель- ного анализа и объяснение их причин и пос ледствий. Понятие «культурная антропология» используется главным образом в США; эта же область в Великобритании (а иногда и в США) обозначается как социальная антро- пология, а в Германии и Франции — как этнология. Понятие «этнология» имеет при- мордиалистские коннотации, указывая на общность происхождения отдельных групп людей («этнос», «народ»); понятие «культурная (социальная) антропология» указы- вает на социальную организацию людей, объединенных социальными взаимодей- ствиями («социальное») и символической коммуникацией («культурное»)12. В рамках культурной антропологии можно выделить два уровня исследований: фундаментальный и прикладной. К первому, фундаментальному уровню относятся исследования, ориентирован- ные на выявление общих закономерностей воспроизведения и изменения культурных единиц, причинно-следст венных связей в культуре, с одной стороны, и построение исходных методологических принципов познания культурных феноменов — с другой. По способу получения знания фундаментальные исследования подразделяются на теоретические (где превалирует гипотетико-дедуктивный способ построения обоб- щающих суждений) и эмпирические (где такие суждения выводятся из эмпирических данных индуктивным путем). В любом случае исследования такого рода направлены на приращение и обновление знаний об обществе и культуре. Прикладные исследования ориентированы на решение конкретных социальных проблем. Они опираются на реальную эмпирическую ситуацию, осмысливаемую с теоретических позиций и решаемую путем применения проектной (инженерной) логики. В течение длительного времени изучались бесписьменные общества, традицион- ные и более не существующие цивилизации; существенное внимание уделялось теме первобытного человека. В качестве объектов исследования рассматривались институты и способы орга- низации простых, бесписьменных обществ и культур; таких социокультурных единиц, как группа кочевников (band), племя (tribe), малые поселения (settlement). Они изуча-

12 В дальнейшем понятие «культурная антропология» будет использоваться для обозначения об- ласти познания в целом, а этнология — в случаях, когда речь будет идти о странах, где используется именно это название.

лись в разных географических областях: Северная и Южная Америка, Австралия, Полинезия, Меланезия, Африка. По мере массового исчезновения бесписьменных обществ с конца XIX в. и на протяжении XX в. представители культурной антропологии меняли основной объект исследования. В первой половине XX в. стали изучаться малочисленные народы, диаспоры в мегаполисах, жители гетто, население бедных кварталов. В конце XX — начале XXI в. акцент сместился на изучение новых дифференциальных социокуль- турных единиц, таких как религиозные секты, социальные движения, сексуальные меньшинства, гендерные группы. Предметная область современной культурной антропологии весьма обширна. Сохраняются темы, сложившиеся в прошлом, такие как закономерности макроисто- рической динамики культуры, пути распространения культурных инноваций, рас- пределение культурных черт в глобальном масштабе и т. п. С середины XX в. появляются предметные зоны изучения отношений между личностью и ее культурным окружением; значимости ментальных структур и симво- лических систем для воспроизведения и изменения культурной реальности; процес- сов и механизмов взаимодействия между ныне существующими культурами. В конце XX — начале XXI в. еще более активизируется интерес к знаковым и символическим аспектам культуры к коммуникативным процессам между людьми, использующими общие и различающиеся культурные коды (проблема «другого»); заметна переориентация с макроисторических на микродинамические процессы, происходящие в обществе и культуре. Культурно-антропологические обобщения строятся на данных, черпаемых из разных источников: письменные исторические док ументы; иконические, музыкаль- ные, вещественные, предметно-пространственные артефакты; данные археологии и этнографии; результаты полевых исследований. В настоящее время в качестве мате- риалов для анализа широко используются сообщения средств массовой коммуникации и данные так называемой новой этнографии — особым образом организованного наблюдения и фиксирования его результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: