Институциональный статус культурной антропологии

Культурная антропология начала институционализироваться в середине XIX в. В 1838 г. этнологическое общество появилось во Франции; в 1842 г. в США было осно- вано Американское этнологическое общество. В 1843 г. в Великобритании было соз- дано Этнологическое общество, на базе которого в том же году было издано первое систематическое руководство по проведению полевых исследований. В 1863 г. из этой структуры выделилось антропологическое общество, в рамках которого начали изу- чаться политиче ские последствия межкультурных различий. В 1871 г. на базе этих организаций был сформирован Институт антропологии Великобритании и Ирландии, которому в 1907 г. был присвоен статус Королевского. В Германии этнологическое общество было организовано в 1869 г. В России, где исследования такого рода вплоть до недавнего времени объединя- лись под названием этнографических, в 1845 г. было создано Русское географическое общество с отделением этнографии. В первые годы, когда его возглавлял К.М. Бэр, основное внимание уделялось физической антропологии. В 1848 г. его возглавил Н.И. Надеждин, при котором основной целью стало изучение русского народа, его быта в прошлом и настоящем. Позже институционализация культурной антропологии (этнологии) происходит в ряде европейских стран. Так, вокруг журнала «Антропос» в Австрии формируется так называемая Венская школа с культурно-исторической ориентацией (1905). В на- чале XX в. в Нидерландах на базе кафедры этнологии Амстердамского университета сложилась Амстердамская школа с эволюционистской направленностью. Ее печатным органом был журнал «Internationales Archiv für Ethnographie» («Международный этно- графический архив»), который издавался в Лейпциге с 1888 по 1947 г. В 1930 г. в Ни- дерландах в Лейденском университете (г. Лейден) формируется структуралистское исследовательское направление этнологии, известное как Лейденская школа. Основ- ным ее печатным органом стал старейший этнологический журнал мира Bijdragen tot de taal, larden volken kunde (издается с 1852 г.). В течение первой половины XX в. во многих университетах Европы и США от- крываются кафедры социологии и антропологии со специально разработанными теоретическими курсами культурной антропологии (этнологии) и программами по- левых исследований. Постепенно центр культурно-антропологических исследований перемещается в США. В настоящее время эта область познания считается самой мощной по своим материальным и политическим ресурсам в ряду мировых наук о культуре. За период после Второй мировой войны продолжается тенденция к дифференциации и специ- ализации культурно-антропологического познания. Так, в настоящее время Амери- канская антропологическая ассоц иация (основной печатный орган — American Anth- ropologist) на автономных началах объединяет общества культурной, лингв истической, медицинской, биологической, психологической, гуманитарной, урбанистической, латиноамериканской, визуальной антропологии, Американское этнологическое обще- ство, Национальную ассоциацию практической антропологии, Совет по антропологии и образованию. Независимо от ассоциации существуют Общество прикладной антро- пологии, Лингвистическое общество Америки, Общество исторической археологии. Университетские программы по культурной антропологии в США по традиции, зало- женной Ф. Боасом и А. Кребером, включают в себя такие дисциплины, как собствен- но культурная антропология, физическая антропология, археология, лингвистика. В настоящее время сфера занятости профессиональных культурных антропологов более не ограничивается университетами и музеями. Они работают в отраслях эко- номики, международного бизнеса, права, здравоохранения, социальной помощи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: