double arrow
Этология человека — поиски интеграции

В Э. человека 1970–1980-е гг. — это время поисков общетеоретических концеп- ций, разработки различных программ применения Э. к анализу этнокультурных систем, способных составить надежный методологический каркас будущего развития этих дисциплин. Одна из точек зрения на перспективу развития Э. человека состоит в создании новой, синтетической науки о человеке (на основе этнологии, социологии, психологии, собственно Э.). Основная проблема такой синтетической дисциплины — изучение в интегративном единстве разнообразия культурных характеристик и единой биологической природы человека348. И. Эйбл-Эйбесфельдт видит конечную цель Э. ч. в стремлении понять, почему человек поступает так, а не иначе. Это обусловливает широкий спектр анализа поведения человека в условиях различных культур, в единстве внутренних и внешних побудительных мотивов и причин349. Американский исследователь Р.А. Мастерс выража- ет уверенность, что Э. ч. сделает своим предметом и проблемы политического харак- тера наряду с традиционными (раннее детство, невербальная коммуникация и т. д.)350. Основатель Э. человека и культуры К. Лоренц считает, что будущее этой науки — в разработке «социально-экономической экологии», в противодействии «упразднению человечности» в современном обществе. Главную задачу будущих исследований он видит в «формировании и сохранении иерархии ценностей, природных и социальных, начиная от нашего вида и кончая оптимальной средой жизни индивида»351. Р. Хайнд придерживается мнения, что наиболее продуктивным направлением исследований является взаимодействие социальных и биологических наук в познании целостного развивающегося человека. Особенность его подхода состоит в структурировании уровней взаимодействия людей в обществе и дифференцированном применении Э. в соответствии со статусом того или иного уровня352. Наряду с разработкой общетеоретической концепции в 80-е гг. XX в. продолжа- ются исследования конкретных проблем: агрессивности, территориальности, биологических оснований онтогенетического развития, раннего детства и др.353. См. также статьи: Детство (как антропологическая проблема); Коммуникации межкультурные; Культура: антропологические интерпретации; Культура: к определению понятия; Культура: система и функции; Культура и общество; Культурная (социальная) антропология: состояние и динамика развития; Ритуал; Человек: идеи и образы в современной философии; Этнология.




Лит.: Ethological Studies of Child Behavior / Blurton J.N. Cambridge, 1972; McGrew W.C. An Ethological Study of Children’s Behavior. N.Y., 1972; Cranach M. von. Ethology and Human Behavior // The Context of Social Psychology. L., 1970; Ainsworth M.D.S. Object Relations, Dependency and Attachment: A Theoretical Review of the Infant-Mother Relationship // Child Development. 1970. V. 40. P. 969–1026; Bowlby J. Attachment and Loss. V. 1. L., 1969; Eкman P., Sorenson E.R., Friesen W.V. Pan-Cultural E lements in Facial Displays of Emotions // Science. V. 164. P. 8–86; Eibl-Eibesfeldt I. Ethology: the Biology of Behavior. N.Y., 1970; Man the Hunter. Chicago, 1968 etc. Существенную роль в обосновании применимости этологических методов для изучения человека сыграла книга, вышедшая позднее: Methods of Inference to Human Animal. Chicago etc., 1976; Lorenz K. Behind the Mirror. L.,



348 См.: Untroduction // Human Ethnology... P. XVIII. 349 Ibid. P. 54. 350 Ibid. P. 289. 351 Lorenz K. Der Abbau des Menschlichen. M nchen, 1983. S. 221–222. 352 См.: Hinde R.A. Individuals, Relationships and Culture. Cambridge, 1987. P. 26. 353 См.: Trevarten C. Infancy, Mind in // The Oxford Companion to the Mind. Oxford, 1987. P. 362-368; Archer J. The Behavioural Biology of Aggression. Cambridge, 1988; Bogin B. Patterns of Human Growth. Cambridge, 1988; Taylor R.B. Human Territorial Functioning. Cambridge, 1988; Bowlby J. Attachment // The Oxford Companion to the Mind. Oxford, 1987. P. 57–58.

1977; Lorenz K. Evolution of Ritualization in the Biological and Cultural Spheres // Evans R.I., Lorenz. K. The Man and His Ideas. N.Y.; L., 1975; Eibl-Ebiesfeldt I. Ritual and Ritualization from Biological Perspective // Human Ethology. Claims and Limits of a New Discipline. Cam- bridge etc., 1979; Eibl-Eibesfeldt I. Love and Hate. The Na tural History of Behaviour Patterns. N.Y., 1972; Idem. The Preprogrammed Man. N.Y., 1980; Lorenz K. On Aggression. L.; N.Y., 1966; Eibl-Eibesfeldt I. Patterns of Greeting in New Guinea // New Guinea Area Languages and Language Study. V. 3. Language, Culture, Society, the Mo dern World. The Hague, 1977; Heeschen V., Schienfenhovel W., Eibl-Eibesfeldt I. Requesting, Giving and Talking. The Re- lationship between Verbal and Non-Verbal Behaviour in Speech Community of the Eipo, Irian Jaya (West New Gui nea) // Verbal and Non-Verbal Communication. The Hague, 1979; Eibl-Eibesfeldt I. Aggression in the Ko-Bushman // Psychological Anthropol ogy. Paris; The Hague, 1975; Ekman P., Friesen W.V., Ellsworth P. Emotion in the Human Face. N.Y., 1972; Ekman P. Biological and Cultural Contributions to Body and Facial Movement // Anthropol- ogy of the Body. N.Y., 1978; Ekman P., Levenson R.W., Friesen W.V. Automatic Nervous Sys- tem Activity Distinguishes Among Emotions // Science. 1983. V. 221; Эйбл-Эйбесфельдт И. Общественное пространство и его социальная роль // Культуры. 1983; The Infant’s Reaction to Strangers. N.Y., 1974; Connoly R., Smith P.K. Reactions of Preschool Children to a Strange Observer // Ethological Studies of Child Behaviour. L., 1972; Salzen E.A. So- cial Attachment and a Sense of Security // Human Ethology; Хайнд Р. Поведение живот- ных. Синтез этологии и сравнительной психологии. М., 1975; Main M. Avoidance of the Mother in Young Children: Implication for Daycare // Development in Chilhood: Daycare Programms and Research. Baltimore, 1977; Altman I. The Environment and Social Behaviour: Privacy, Personal Space, Terrotory and Crowding. Montrey, 1975; Idem. Privacy: a Concep- tual Analysis // Environment and Behaviour. 1976. V. 8; Kennel J.H., Trause M.A., Klaus M. Evidence for a Sensitive Period in the Human Mother Parent-Infant Interaction. Amsterdam, 1975; Dunn J. The Contunuity of Individual Differences from the First Year of Life // The First Year of Life: Significance for Later Development. L., 1973; Hope R.A., Milton A.G., Sim- mel E.M. Early Experience and the Process of Socialization. N.Y., 1970; Hess E.H. Ymprint- ing. Early Experience and the Development Psychology of Attachment. N.Y., 1973; Dunn J. Now Far Early Differences in Mother-Chud Relations Affect Later Development? // Grow- ing Points of Ethology. 1976; Early Experience: Myth and Evidence. L., 1976; Bateson P.P.G. Early Experieilce and Sexual Preferences // Biological Determinants of Sexual Behaviour. L., 1977; Early Experience and Early Behaviour: Implications for Social Development. N.Y., 1980; Anselmo S. Early Childhood Development. Toronto; L., 1987; Wolf P.H. The Develop- ment of Behaviour States and Expressions in Early Infancy. Chicago, 1987; Lorenz K. Der Ab- bau des Menschlichen. München, 1983; Hinde R.A. Individuals, Relationships and Culture. Cambridge, 1987; Trevarten C. Infancy, Mind in // The Oxford Companion to the Mind. Oxford, 1987. P. 362-368; Archer J. The Behavioural Biology of Aggression. Cambridge, 1988; Bogin B. Patterns of Human Growth. Cambridge, 1988; Taylor R.B. Human Territorial Func- tioning. Cambridge, 1988; Bowlby J. Attachment // The Oxford Companion to the Mind. Oxford, 1987; Бутовская М.Л. Язык тела: природа и культура. М., 2004; Бутовская М.Л. (ред.). Агрессия и мирное сосуществование. М., 2006; Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. М., 1998; Красота и мозг / Под ред. И. Эйбл-Эйбесфельдта. М., 1995. А.А. Белик

 






Сейчас читают про: