К определению понятия

Постструктурализм — общее название для ряда подходов в социокультурной антропологии и других отраслях социально-гуманитарного знания, связанных с кри- тикой и выходом за рамки структурализма, что означает деструкцию бинарных оппозиций, акцент на фрагментарности культуры и мира в целом, упразднение иерархических порядков, деконструкцию текстов культуры, понимание субъекта как фрагментированного. П. является одним из ведущих направлений теоретической мысли второй половины ХХ в. Он стал предметом оживленных дискуссий среди представителей самых различных научных дисциплин, особенно в 1980-е гг. прошлого века. Сам термин не является устоявшимся, нередко используется вместо него термин «неоструктурализм». П. также выступает в качестве синонима термина «постмодернизм», или же под ним подразумевается философия постмодернизма, которая, в свою очередь, трактуется очень широко. Как и постмодернизм, П. понимается, прежде всего, как состояние интеллектуальной деятельности, наступившее «после структурализма», предполагающее некоторую исчерпанность последнего. П. дает свое решение ряда вопросов, ставившихся в структурализме, причем многое в этих течениях переплетается и трудно отделимо друг от друга. Недаром многие ведущие представители П. использовали в свое время структуралистские методы и отошли от них только на определенной стадии своей деятельности. Можно говорить о структуралистских и постструктуралистских пе- риодах в работах таких мыслителей, как Р. Барт, М. Фуко, Ж. Лакан. П. представляет собой специфический тип знания. «Он существ ует не как набор определенных истин, а как проблемное поле — диалогически напряженное полемическое пространство, где в состоянии вечного соперничества разнородные концепции оспаривают друг у друга право на роль наиболее авторитетной системы аргументации, не вычленяясь при этом в независимое целое, но о бретая свое значение в непрекращающейся взаимной контест ации»628. Структурализм, как и модернизм, основан на убеждении в существовании «подлежащего» единства всего сущего, универсальности его принципов. Методология структурализма основана на синхронии, которая позволяет выявить в разных областях человеческой жизни ряд бинарных оппозиций. Этот бинаризм и иерархия уступают место в П. понятию множественности, не основанной ни на каком единстве. Образно это выражено в термине «ризома», который был введен Ж. Делезом и Ф. Гваттари в их работе «Кафка» (1975 г.) и детально разработан в «Тысяче поверхностей» (втором томе фундаментального труда «Капитализм и шизофрения»)629. В результате видения мира как ризомы исчезает универсализм, теряют смысл бинарные оппозиции, столь важные для структурализма, субъектно-объектный статус членов оппозиции «растворяется» со снятием господствующего статуса субъекта и подрывом иерархий. Как на уровне теории, так и художественной практики в 70-е гг. XX в. начинается постструктуралистский период, для которого характерно деструктурирование важнейших бинарных оппозиций структурализма. Его прежние приверженцы заявляли, что структурализм — это скорее идеология, чем наука. К. Леви-Строс, отвергший «неоструктурализм», вернулся к занятиям антроп ологией. Р. Барт перешел на постструктуралистские позиции в своих исследо-

628 Ильин И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. М., 1998. С. 25. 629 Термин «ризома» был заимствован из ботаники, где он означает определенный способ роста растений. Это беспорядочное распространение множественности, «движение желания», не имеющее какого-либо превалирующего направления, а идущее в стороны, вверх, назад, без регулярности, даю- щей возможность предсказать следующее движение. Ризома представляет собой метафору современ- ной культуры с отсутствием у нее упорядоченности и отрицанием синхронного порядка.

ваниях текста и интертекстуальности. Тем не менее предпосылки структурализма продолжают лежать в основе постструктуралистской теории. Говоря о П., нельзя не остановиться на деятельности М. Фуко, который является одной из виднейших фигур как в структуралистской, так и в постструктуралистской мысли. Формально причислить Фуко к какому-либо научному направлению или философской школе весьма трудно, как трудно определить его как структуралиста или постструктуралиста. Он сам в статье «Что такое просвещение?» рассматривает современность как некоторое отношение, которому всегда соответствует контрасти- рующее ему контр-современное отношение. С этой точки зрения любая периодизация является модернистским инструментом — периоды всегда относятся к прошлому, а настоящее не может воспринимать себя как период, поэтому попытки периодизации П. являются, по его мнению, не более чем риторической фигурой. В творчестве Фуко принято выделять три периода, или, вернее, пласта: изучение «археологии знания» (1960-е гг.), исследование «генеалогии власти» (1970-е гг.), разработка «эстетики существования». Если в начале своей деятельности Фуко исполь- зовал в основном структуралистский подход, хотя сам об этом, в отличие от Р. Барта, никогда прямо не говорил, то период генеалогий является постепенным отходом от структуралистских позиций. Последние работы Фуко дают основания причислять их к постструктуралистским, о чем нередко говорится в современной литературе, посвященной творчеству Фуко. По мнению И. Ильина, в период генеалогий Фуко предпринимает явно постструктуралистскую деконструкцию истории: на место «истории» приходит пародия и фарс, «истине» и «знанию» противопоставляется «глупость», как бы философски ее ни понимать. В данном случае французский ученый стоит на типичной для П. позиции «игрового иррационализма», восходящего к ницшеанской традиции630. Фуко подчеркивает неосознаваемость исторических процессов, недоступность сознанию человека тех законов, по которым он живет, неадекватность объяснений, которыми он обосновывает их. Особенно недоступным является рациональное объяснение исторических трансформаций для повседневного сознания, которое, согласно Фуко, является изначально ложным. Различие между прошлым и настоящим про- водится в современном сознании на совершенно абсурдных основаниях, и для Фуко представляется очень важным найти тот момент, когда это различие возникло и какие трансформации оно претерпевало за время своего существования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: