Межкультурные взаимодействия

Отношения, образующиеся и существующие между культурными единицами, принято обозначать как межкультурное взаимодействие, или межкультурная коммуникация. Разумеется, такого рода активность осуществляется отдельными индивидами, но в этом случае они рассматриваются как представители определенных культур, носители характерных для них черт и кодов, обусловленных доминирующими в их рамках стилями или парадигмами. Принимая во внимание это обстоятельство, можно все же в обобщенном виде говорить о таких отношениях как о связях между культурными единицами как таковыми. В контексте изучения межкультурных взаимодействий и коммуникаций важно выделить их основные составляющие, характеризующие, во-первых, пространство межкультурных отношений; во-вторых, механизмы взаимодействия, действующие в их контексте; в-третьих, соответствующие механизмы коммуникации. Поле межкультурных отношений. Его принято рассматривать в двух основных аспектах, один из которых подразумевает акцент на различиях, а другой — на сходствах культурных единиц, участвующих в отношениях такого рода. В первом случае речь идет о культурном многообразии и подчеркивается, что каждой из таких единиц при контактах с другими свойственно сохранять специфичность. Прежде всего, несмотря на наличие зон достаточно активных контактов такого рода, вплоть до давлений со стороны других культур, в ее рамках работают механизмы, сохраняющие ее целостность. Имеется в виду, что за пределами контактов с представителями других культур люди продолжают воспроизводить привычные формы отношений в их необходимой для поддержания повседневной жизни полноте. Более того, новшества, проникающие в определенную культуру извне, переосмысливаются в ее терминах и при определенных условиях интегрируются в ее рамки, не нарушая существующей целостности. Далее, при любых типах отношений культурной единицы с другими культурами, вплоть до силового навязывания ей извне определенных черт, паттернов, тем, включаются механизмы охраны ее культурной самобытности. Речь идет о том, что при контактах с другими культурами специально презентируются или демонстрируются те ее стилевые особенности, которые наиболее отчетливо представляют ее ядро. И чем сильнее становится внешнее давление, тем в большей степени люди отстаивают самобытность собственной культуры. В этом контексте поле межкультурных контактов представляется в виде сосуществующих целостных и самобытных культурных единиц, сохраняющих собственную культурную идентичность вне зависимости от частоты и интенсивности их контактов. Такое положение дел обозначается как культурный плюрализм, если подчеркивается множественность, разнородность и несводимость друг к другу специфичных прояв- лений, характерных для каждой из сторон межкультурных отношений. Если же хотят подчеркнуть право каждой из культурных единиц на сохранение собственной самобытности, их самоценность и самодостаточность в региональном или глобальном масштабе, то употребляют понятие мультикультурализм. Механизмом поддержания такого положения дел считается толерантность. Это понятие означа- ет взаимную терпимость представителей различных культур к проявлениям их самобытности, к сохранению их идентичности в условиях неизбежности сосуществования и контактов. Именно толерантность и подобные ей позиции представителей различных культур в отношении друг к другу, такие как интерес, любознательность, стремление к подражанию и т. п., делают возможными межкультурные обмены.

Речь идет о том, что контакты между культурными единицами так или иначе приводят к взаимопроникновению определенных артефактов, черт, паттернов, которые в данном случае могут быть названы культурными образцами. Обмен культурными образцами принято называть культурной диффузией. Участники этого процесса определяются как культура-донор, образцы которой проникают в другие единицы, и культура-реципиент, принимающая эти образцы. Диффузия может осуществляться разными путями, такими как целенаправленное добровольное заимствование, по- степенное привыкание и интеграция, навязывание, принуждение. Но даже при самых неблагоприятных обстоятельствах, таких как колонизация или войны, следы столкно- вений остаются в культурах каждой из сторон в виде вещей, идей, образов, технологий, черт или паттернов поведения. Случается, что одна из единиц оказывается в каком-то отношении более адаптивной, чем другие, окружающие ее, либо поглощает некоторые из них. Тогда более слабые единицы в целях самосохранения вынуждены приспосабливаться к ее импе- ративам. Такой тип приспособления называется аккультурацией. Но бывает, что жители одной страны по разным причинам мигрируют в другую и добровольно стараются интегрироваться в рамки ее культуры. В этом случае речь идет об ассимиляции. Культурные обмены можно рассматривать и с акцентом на изучении сходных черт в разных культурах. В ХХ в. при интенсивных межкультурных контактах этот феномен начал проявляться особенно отчетливо. Дело в том, что в глобальном масштабе усилилась тенденция к широкому распространению целого ряда культурных характеристик, специфичных для развитых западных обществ. Если обратиться к концепции морфологии культуры, то эта тенденция, называемая модернизацией, имеет определенную направленность движения: – в хозяйственной культуре — от индустриализма к постиндустриализму, к ин- формационному обществу, к обществу массового производства — потребления; – в политической культуре — от абсолютистских и олигархических к демократическим режимам; – в правовой области — от обычного к юридическому праву; – в сфере мировоззрения — от священного к светскому обоснованию миропорядка; от монизма к плюрализму в философском и научном познании; от стилистического канона к полистилистике; – в образовании и просвещении — от доктринерства к углубленному миропониманию, с одной стороны, и к распространению массовой культуры — с другой. Такая совокупность изменений обусловила не только повышение уровня и качества жизни в этих странах, но и такое их экономическое и политическое усиление, которое позволило им оказывать давление на общества с другими типами хозяйственной и политической культуры. Распространение модернизационных образцов, особенно массового характера, как наиболее широко доступных, постепенно привело к унификации культурных ситуаций в разных странах. Речь идет о стандартизации вещей, технологий, институтов, а также — благодаря средствам массовой информации — образов, мифологий, оценочных критериев. Разумеется, такая стандартизация охватила не все области подвергшихся ей многочисленных культур. Однако диффузионные процессы были столь интенсивными, что в настоящее время большинство стран оказалось переполненным множеством одинаковых артефактов, черт и даже тем; крупномасштабных экономических структур, обусловленных быстрыми сменами технологий и обменами ими; международных политических организаций с их стандартными бюрократическими процедурами и т. п. Эта общая тенденция получила название глобализации. Следует еще раз подчеркнуть, что ей поддаются отнюдь не все аспекты каждой отдельной культуры и в каждой из них сохраняются зоны самобытности, устойчивые по отношению к ее послед- ствиям. Это обстоятельство порождает два противонаправленных и одновременно осуществляющихся процесса.

Один из них подразумевает сближение современных культур по таким существенным признакам, как экономические модели, политические режимы, правовые системы, познавательные парадигмы и т. п. Этот процесс носит название культурной конвергенции. Другой характеризуется противостоянием определенных социокультурных групп, социальных движений проявлениям глобализации. С ним связываются представления о сохранении культурной идентичности или самобытности. Эти расходящиеся тенденции в контексте глобальной культурной динамики являются источником целого ряда напряжений и конфликтов как внутри отдельных стран, так и в международном масштабе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: