Культура как совокупность искусственных объектов

Такая точка зрения на культуру как предметную область изучения подразумева- ет иной по сравнению с изложенным выше способ ее концептуализации и структу- рирования. В этом случае фокусом исследовательского внимания становится культурный объект, или артефакт. Это понятие означает все неприродные, искусственные, созданные людьми операциональные единицы, которые они используют во взаимодействиях и коммуникациях в рамках различных морфологических областей социокультурного «пространства». Основными классами артефактов следует счи- тать: – вещи, предметно-пространственную среду, т. е. физические объекты, создан- ные людьми для индивидуального и совместного пользования, нередко называемые объектами материальной культуры, к которым принято относить предметы быта, инструменты, строения, культивированные природные объекты, продукты питания и т. п.; – идеи и образы, т. е. представления людей о себе и об окружении, выраженные рациональными или образными средствами в интерсубъективной символической форме (они объединяются понятием «духовная культура»); – технологии оперирования вещами, идеями и образами в типичных ситуациях взаимодействия и коммуникации; речь идет об организованных совокупностях взаимосвязанных операций, направленных на достижение определенных результатов; – регулятивные образования (нормы и правила), используемые людьми в про- цессах взаимодействия и коммуникации; – оценочные критерии (утилитарные, познавательные, этические, эстетические и т. п. критерии), используемые людьми для ранжирования предпочтений в отноше- нии предыдущих классов артефактов. Понятие артефакта (культурного объекта) определяется тремя измерениями, характеризующими культурную информацию, которую каждый из них несет о самом себе: – функциональное, позволяющее понять, для чего он предназначен; – технологическое, указывающее на способ его изготовления; – коммуникативное, определяющее значение (указание на функцию) и смысл (указание на культурную значимость) артефакта в процессах обмена действиями и/ или информацией. Каждому из этих измерений соответствует определенное аналитическое пространство изучения артефакта: функциональному — пространство его утилитарного использования; технологическому — пространство навыков деятельности, способов получения конкретных результатов; коммуникативного — пространство трансляции культурно значимой информации. При таком понимании артефакт представляет собой своего рода элементарную единицу изучения культуры в ее объектном понимании. Все другие искусственные образования могут быть сведены к наборам артефактов одного или нескольких классов или выведены из них. Составные искусственные образования. Как правило, в рамках культурной антропологии используются понятия, обозначающие сложные искусственные образования, порождаемые, приобретающие интерсубъективную форму и существующие в контексте взаимодействий и коммуникаций людей. Можно выделить целый ряд понятий, обозначающих такие образования и используемых для идентификации определенной культуры и при сравнении культур с точки зрения их сходств и различий. Наиболее простой набор таких элементарных единиц обозначается понятием «культурная черта». Это — характеристика культуры, выраженная в способе деятельности, принципах эстетического формообразования, суждениях о реальности, атрибутах определенного ритуала и т. п., которая воспроизводится в ее рамках из поколения в поколение. Она используется прежде всего в сравнительно-культурных исследованиях, особенно диффузионного направления, чтобы, изучая территориальное распределение сходных черт, выдвинуть гипотезы о межкультурных контактах и обменах, имевших место в прошлом. Понятие культурной черты применяется также для идентификации культуры или субкультуры, если такая черта уникальна или от- личается ярко выраженной специфичностью.

Другим познавательным инструментом подобного рода можно считать понятие «культурная категория». Речь идет о том, что в каждой культуре обнаруживаются обобщенные представления, выделяющие классы культурных или природных объектов, явлений, событий по какому-либо социально значимому признаку или их совокупности. Таким обобщениям даются названия, и под них подводятся все феномены, обладающие этим признаком. Например, категория семья обозначает людей, связанных брачными и кровно- родственными отношениями; произведение искусства — любой эстетический объект; герой — каждого, кто совершает подвиг и т. п. Категории используются людьми для дифференциации устойчивых и повторяющихся характеристик окружения, самих себя и служат средством упорядочения их жизненного мира. Более сложное искусственное образование представляет собой паттерны культуры. Это понятие обозначает устойчивый набор взаимосвязанных черт, относящихся к поведению, деятельности, отношениям носителей изучаемой культуры. Оно считается значимым при ее идентификации, поскольку указывает на механизм вос- произведения специфичных для культуры характеристик. Такие паттерны осваиваются в процессах социализации и актуализуются в ходе повседневной жизни. Обыч- но они обозначаются с помощью специальных культурных категорий, таких как «привычное», «обычное», «стандартное» и т. п. Важная роль в идентификации, сравнении, типологии культур принадлежит по- нятию «культурная тема». Речь идет о специальным образом выделенной в культуре устойчивой и воспроизводящейся системе представлений, характеризующей специ- фичные для нее нерешенные проблемы (например, борьба за национальное освобождение), прошлые достижения (например, великодержавность) либо идеалы (например, «всеобщее счастье»). Считается, что эти образования выполняют в культуре важные интегративные функции, поскольку обеспечивают социальную мобилизацию в кризисных ситуациях. Они осваиваются в процессах социализации и в таких ситуациях составляют основу для консолидации представителей самых разных слоев общества. В ходе сравнительно-культурных исследований было обнаружено, что целый ряд культурных черт, категорий, паттернов, тем оказываются общими практически для всех изучаемых культур. К ним, например, относятся такие черты, как использование инструментов; такие категории, как родство; такие паттерны, как социализация; такие темы, как «культурный герой» и т. п. Вне зависимости от того, доказано ли независи- мое изобретение или заимствование из других культур такого рода характеристик, их принято называть культурными универсалиями. Те из них, которые способствуют увеличению адаптационного потенциала обществ, располагающих ими, обычно обозначаются как эволюционные универсалии (согласно Т. Парсонсу, к ним относятся, например, государство, религиозная система, деньги, демократия и ряд других).

Культурная единица

Помимо исследований, в рамках которых сравнение культур осуществляется в соответствии с одной или несколькими из перечисленных выше характеристик, изучаются также взаимосвязи между ними самими с целью описать «культуру как целое» или диагностировать ее состояние. В таких случаях используется понятие «культурная единица», обозначающее любую социальную целостность, о которой можно говорить как об отдельном феномене культуры. Речь идет о том, что для нее характерны устойчивые совокупности черт, категорий, паттернов и тем, воспроизводящихся от поколения к поколению в определенных соотношениях, или культурных конфигурациях704.

704 В отечественной литературе принято употреблять понятие «культурная система» без специального описания ее строения.

Культурную единицу, или отдельную культуру, принято представлять через форму, состоящую из культурного ядра, субкультур и маргинальных групп. Ядро культуры определяется как максимальная концентрация и взаимосвязанность представленных выше характеристик, обусловливающих ее специфику по отношению к другим и позволяющих идентифицировать ее как особую целостность. Вокруг такого ядра концентрируются составляющие культуры (культурной единицы), называемые субкультурами. Они представляют собой целостность, в пределах которой характеристики ядра проявляются в особых сочетаниях либо в специфичных для них вариациях. Субкультуры отличаются собственными нормативами и оценочными критериями, наборами статусов, ролей, идентичностей, особенностями образа и стиля жизни. В то же время это понятие подразумевает, что такого рода специфика не противоречит содержанию ядра культуры. Но кроме субкультур в понятие культурной единицы включаются также и маргинальные образования, такие как богема, контркультура, криминальные группы, которые характеризуются заметными отклонениями, противостояниями, нарушениями по отношению к идентификационным признакам культурного ядра. При этом богема, или артистическая среда с сомнительной репутацией, определяется через экстравагантность поведения, однако без грубых нарушений общепринятых культурных норм. Понятие контркультура в настоящее время обозначает демонстративное противопоставление норм, ценностей, паттернов социальных отношений нормам и темам, сконцентрированным в ядре культуры. Криминальная маргинальная субкультура основывается на прямом нарушении социетальных правовых норм и извлечении личных выгод из такого нарушения. Из сказанного следует, что по определению культурная единица (культура как целое, культурная система) объединяет ряд понятий, с помощью которых может быть описана как целостность. Эти понятия целесообразно сгруппировать по содержанию вокруг категорий, характеризующих генеральные функции такой целостности: ин- теграция и дифференциация ее составляющих. Интегративная функция культурной единицы, или культурная интеграция, подразумевает, что ее ядро способствует, во-первых, концентрации и установлению связей между воспроизводящимися и разделяемыми чертами, паттернами, темами и т. п.; во-вторых, притяжению групп со сходными культурными характеристиками, образующими субкультуры. Пространственные их качества связываются с социобиологическим понятием территориальности, подразумевающим, что людям свойственно ограничивать и упорядочивать физическое, социальное и культурное пространство своего повседневного существования. Границы этого пространства принято представлять через интен- сивность распространения однородных культурных характеристик. Области такого распространения принято называть культурными ареалами (ранее — культурными кругами) в современном, чисто пространственном, а не в прошлом, диффузионно-историческом смысле. В пределах таких ареалов или областей социо-культурного пространства сходные черты, категории, паттерны, темы интегрируются в устойчивые конфигурации, которые можно назвать их культурным потенциалом. Исторически транслируемая и актуализуемая в повседневной жизни часть такого потенциала обозначается как культурное наследие. Целостность культурных ареалов и сохранность культурного наследия обеспечивается действием ряда интегративных механизмов. Механизм совместного порождения устойчивых функциональных образований в процессах социального взаимо- действия и коммуникации и установления культурных форм их представленности обозначается понятием конвенциональности. Поддержание этих форм в контексте социально-сетевых микродинамических связей осуществляется за счет разделяемости, т. е. идентификации культурных феноменов, их значений и смыслов всеми членами сообщества. Их трансляция от по- коления к поколению в сети непосредственных контактов путем изустных сообщений, подражания паттернам деятельности, поведения отношений, воспроизведения культурных форм обозначается как традиция. Сосуществование в пределах культурного ареала разнокачественных черт, категорий, паттернов, тем и обеспечивается интегративной функцией культурной единицы. Дифференциальная ее функция, или культурная дифференциация, предполагает, что в рамках культурной целостности сосуществуют разнородные элементы, а также появляются новые, связанные с выполнением социально необходимых функций или являющиеся дифференциальными. Такими элементами являются уже упоминавшиеся субкультуры, маргинальные группы, менее масштабные объединения, которым свойственны специфичные образ, качество, стиль жизни, особые способы организации внутригрупповых отношений и разграничения с другими группами, или характерная для каждой из них культурная среда. Но такого рода среды формируются и по другому дифференциальному при- знаку, связанному с представленной ранее морфологической моделью культуры. Речь идет о выделенности в рамках культурной единицы определенных анклавов социокультурного пространства, содержащих определенные классы артефактов и способов оперирования ими с целью получения определенных типов результатов. К ним относятся, например, научные, художественные, политические, интеллектуальные, художественные и т. п. среды. Они отделены друг от друга особыми граница- ми — предметно-пространственными (территориально, по архитектуре и интерьерам театр отличается от библиотеки, а церковь от банка), стилевыми (стиль жизни банкиров отличается от стиля жизни студентов консерватории), социальными (даже очень богатый мафиози не допускается в круг контактов королевской семьи). Такое свойство субкультур, культурных групп сохранять самотождественность и собственные среды существования, а институтов — воспроизводить культурные среды по функциональному признаку и в то же время сохранять культурную целостность обозначается как функциональная автономия. Это понятие указывает на то, что составляющие культуру институциональные нормы, правила, виды активности, а также обыденные привычки и формы отношений не являются полностью и тесно взаимосвязанными, не зависят друг от друга необходимым образом, но между ними существуют определенные границы, имеющие большую или меньшую степень проницаемости и зазоры разной величины. Такие зазоры определяются на обыденном уровне различиями статусных позиций, образов и стилей жизни, характерных для различных социокультурных слоев и групп, а на институциональном — степенью переводимости одного культурного кода в другой. Их можно обозначить как культурную дистанцию, поддержание которой обеспечивает культурную дифференциацию с точки зрения как наличия, так и изменения конфигурации культурной единицы. До недавних пор в рамках культурной (социальной) антропологии основное вни- мание уделялось интегрированности культурной целостности и механизмам ее поддержания. Вот почему они оказались наиболее полно изученными и точно описанными. Фундаментальными единицами регулирования отношений между людьми, а также порождения и использования артефактов (культурных объектов) принято считать нормы и правила. Нормами называются культурные образования, порождаемые людьми в совместной жизни для организации ее в дифференцированные типичные процессы взаимодействия и коммуникации, для установления границ между ними и регулирования их реализации в стандартных формах. Нормативные границы определяются требованиями, предписаниями в отношении действий, совершаемых для поддержания, воспроизведения социально и культурно значимых отношений в обществе, с одной стороны, и запретами в отношении действий, которые могут разрушить эти отношения, — с другой. Нормы регулируют отношения между людьми и артефактами так, чтобы их участники оптимальным образом выполняли свои функции, способствуя их поддержанию и не мешая друг другу. Под правилами понимаются такие механизмы регулирования деятельности и взаимодействия людей, которые связывают в единую рациональную схему представления об уместности определенных последовательностей действий, актов поведения в стандартных социокультурных ситуациях. В таком контексте правила можно считать операциональным механизмом реализации норм. Совокупности норм и правил, организующих взаимодействие и коммуникацию людей для выполнения социально значимых функций, называются социальными (культурными) институтами. В культурной антропологии основными институтами считаются: – нравы, несущие в себе нравственные нормы и правила, регулирующие повседневную жизнь отдельных сообществ, проживающих на общей достаточно ограниченной территории и организованных по принципу сетевых отношений; иными словами, нравами называются институты, поддерживающие культурную специфику локальных сообществ; – обычаи, характеризующиеся моральными нормами и правилами, специфичными для этнических культурных единиц. Они поддерживают культурную идентич- ность таких единиц через типичные и символически выделенные формы взаимодействий и коммуникаций. Механизмами поддержания нравов и обычаев являются: – обряды, или типичные формы взаимодействий и коммуникаций, соответ- ствующих особым, специально выделенным событиям, принятым в культуре в качестве значимых для поддержания обычая (посвящение, свадьбы, похороны и т. п.); – ритуалы, или стандартные процедуры, воспроизводимые с максимально возможной точностью в качестве признаков и знаков, указывающих на ситуацию, соответствующую определенному обычаю (например, ритуал приветствия) или обряду (например, ритуал погребения). Нарушение характерных для таких регулятивных образований норм и правил в ходе повседневной жизни отмечается особыми реакциями окружающих по отношению к нарушителю, называемыми санкциями. Позитивные санкции, или награды, используются в тех случаях, когда выход за пределы норм оказывается необходимым для поддержания сообщества (например, героизм) или повышения его адаптационного потенциала (например, социально полезная культурная инновация). Негативные санкции, или наказания, следуют за такими нарушениями норм, которые угрожают целостности сообщества (например, кощунство) или снижают его адаптационный потенциал (например, торговля наркотиками). Особенно суровым наказаниям подвергаются члены сообщества, нарушающие принятые в его рамках табу. Этим понятием обозначаются наиболее строгие запреты, которые часто носят сакральный характер и считаются абсолютно необходимыми для поддержания жизнеспособности сообщества (например, табу инцеста). Особым регулятивным механизмом, поддерживающим целостность культурной единицы, можно считать совокупность принятых в ее рамках ценностей. К ним относятся такие культурные образования, которые в процессах социальных взаимодействий и коммуникаций выстраиваются в определенные порядки и ранжируются по степени предпочтительности в соответствии с определенными критериями: утилитарными, познавательными, этическими, эстетическими и т. п. Они ранжируются на шкале от социально неприемлемых до наиболее желательных. Вершиной такой шкалы можно считать идеалы, т. е. представления о совершенном положении вещей, оцениваемом по любому из критериев, которое в принципе считается недостижимым, но определяет вектор движения вверх по шкале ценностей. Культурные конфигурации и действующие в их пределах институты в совокупности определяют набор принципов формообразования в культуре, который поддерживает устойчивость социально значимых ситуаций социального взаимодействия и коммуникации, их нормативных и ценностных порядков до тех пор, пока они сохраняют свою функциональность в поддержании целостности культурной единицы. Такие наборы принято называть культурными стилями, если подчеркивается специфичная конфигурация внешних, демонстративных признаков специфичности культуры, чаще всего выражаемых в символической форме (наиболее показательным в этом отношении является понятие стиля в искусстве). Они также обозначаются как культурные парадигмы, если речь идет о более глубинных принципах, определяющих действия, поступки людей, их мировоззрение. По-видимому, в соответствии с такими стилями и парадигмами осуществляется историко-культурная периодизация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: