Предупреждение конфликтов в организации

 

Большую роль в предупреждении конфликтов играет способности руководителей прогнозировать конфликт. Прогнозирование заключается в изучении индивидуально-психологических особенностей партнеров, анализе ранних симптомов конфликта на стадии возникновения конфликтной ситуации (Признаки ее назревания: ограничение отношений, критические высказывания и т.п.).

Предупреждение конфликта производится на основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта, после чего предпринимаются меры по их нейтрализации.

Деятельность по предупреждению конфликтов может вестись по четырем направлениям:

1)создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций.

2) оптимизация организационно-управленческих условий создания и функционирования организаций. Это — важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов;

3) устранение социально-психологических причин конфликтов

4) блокирование личностных причин возникновения конфликтов.

 

Крайне важно учитывать факторы, препятствующие возникновению конфликтов. Их можно разделить на объективные и субъективные.

Объективные факторы:

1) создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации;

2) Справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе, организации;

3) разработка правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций;

4) успокаивающая материальная среда, окружающая человека.

1. Основным объективным условием предупреждения конфликтов в организации является создание благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации. Очевидно, что если у человека нет жилья, семья проживает в чужой квартире без удобств, он часто болеет, и т.п., то у него больше проблем, больше противоречий, больше конфликтов. К основным условиям жизнедеятельности в первую очередь можно отнести материальную обеспеченность семьи, условия работы жены и обучения детей, возможность самореализации человека в служебной деятельности, условия работы, взаимоотношения с подчиненными, сослуживцами, начальниками, здоровье человека, отношения в семье, наличие времени для полноценного отдыха.

2. Справедливое и гласное распределение материальных благ в коллективе, организации. Анализ конфликтов между людьми показал, что типичной объективной причиной их возникновения является недостаток материальных благ и их несправедливое распределение. Реже причиной конфликтов выступает несправедливое распределение духовных благ. Оно обычно связано с поощрениями, наградами.

Разработка правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций

Анализ конфликтов во взаимоотношениях работников показал, что существуют типичные проблемные ситуации социального взаимодействия, обычно приводящие к конфликту. Конструктивное разрешение этих ситуаций можно обеспечить, разработав нормативные процедуры, позволяющие сотрудникам отстоять свои интересы, не вступая в конфликт. К подобным ситуациям относятся унижение начальником личного достоинства подчиненного, определение размеров заработной платы, назначение на вакантную должность при наличии нескольких претендентов, перевод сотрудника на новое место работы, увольнение и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: