Применение методов аналитического синтеза для структуризации систем управления

Структуризация систем управления представляет собой выделение независимых подсистем, которые функционируют самостоятельно на различных режимах. В этом случае систему можно рассматривать как многоконтурную с вложенными контурами. Каждый внутренний контур имеет быстродействие на порядок больше внешнего контура. В этом случае время переходного процесса во внутреннем контуре на порядок меньше времени регулирования во внешнем контуре.

 

Рис. Переходные процессы в короткопериодическом внутреннем и длиннопериодическом внешнем контурах структуризованной системы

На современных самолетах используются режимы автоматического, полуавтоматического и ручного управления.

Рассмотрим электрический привод, описываемый уравнением:

, где – угол поворота вала привода.

Закон управления приводом:

Собственное возмущенное движение привода с гибкой обратной связью описывается уравнением:

В этом случае привод с гибкой обратной связью обладает собственной частотой и коэффициентом относительного демпфирования:

;

Обычно выбирают ;

Для управления короткопериодическим угловым движением самолета используется соотношение между желаемой частотой привода и частотой короткопериодического углового движения самолета с автоматикой в соответствии с неравенством:

; (2 контур)

Для траекторного контура желаемая частота длиннопериодического колебательного движения выбирается на один – два порядка меньше частоты короткопериодического углового движения самолета

; ; (3 контур)

Рис. Схема системы управления самолета с вложенными контурами управления следящим электрическим приводом, системой улучшения устойчивости и управляемости углового движения и астатической системы стабилизации высоты

При синтезе траекторного контура передаточной функции привода и самолета в угловом движении считаются идеальными. Выполняется расчет управляющего устройства (контролера), который включает в закон управления позиционный сигнал по высоте , коэффициент усиления по скорости набора высоты vy и изодромный интегральный сигнал от ошибки регулирования высоты с коэффициентом усиления , позволяющий создать астатизм и обеспечить нулевую среднюю ошибку стабилизации.

2.5 Исследование устойчивости для систем порядка n

Рассматривается линейная стационарная система, движение которой описывается системой n дифференциальных уравнений в форме Коши, разрешенных относительно производных

=

Элементы матрицы динамических коэффициентов А не зависят от времени:

A =

С использованием программы damp вычисляем собственные значения матрицы динамических коэффициентов А

damp (A)

Собственные значения матрицы динамических коэффициентов А могут быть вещественного либо комплексного типа

=

= j

 

 

2.5.1 Корневой анализ системы порядка n

Динамическая система имеет n- корней, из которых k – число вещественных корней и n- k – число комплексно сопряженных корней. Если все корни имеют вещественную отрицательную часть, то динамическая система устойчива. Если хотя бы один корень положительный, то система неустойчива.

x = + sin( )

число колебательных форм движения

L =

= k + L

= , =

Система порядка n имеет k апериодических форм движения с частотой среза = , равной модулю вещественной части корня, и L = колебательных форм движения с частотой среза

Все формы ранжируются в порядке возрастания частоты от минимальной до максимальной. Главной является 1-я форма с минимальной частотой. Если этой частоте соответствует вещественный корень, то 1-я форма естьапериодическое движение, а если собственное значение – комплексно-сопряженнаявеличина, то 1-я форма представляет собой колебательное движение.

Рис. Варианты первой формы движения апериодического и колебательного типа.

Результатом частотного анализа собственных значений является:

1. Устойчивость системы, если все вещественные части корней – отрицательны.

2. Определение 1-ой формы движения по величине минимального по модулю собственного значения частоты (где форма движения может быть апериодической или колебательной в зависимости от того, каким является минимальный по модулю корень (вещественным или комплексно-сопряженным))

3. Определение числа апериодических форм движенияk и колебательных форм движения L

4. Для каждой формы колебательного движения определяются значения частоты и коэффициента относительного демпфирования.

5. Для систем с автоматикой требуется, чтобы коэффициент относительного демпфирования составлял для истребителей, для пассажирских самолетов и не превышал для самолетов всех типов.

Пример:

Угловое движение по крену самолета с приводом элеронов.

= a + b

=

=

= - + , – командный сигнал

+

 

A =

damp (A)

 

После линейного анализа на устойчивость разомкнутой системы решается задача синтеза системы управления по заданным техническим характеристикам и критериям устойчивости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: