Устная и письменная форма литературного языка

Литературный язык реализуется в двух формах: устной и письменной. Каждая из них обладает своей спецификой и отличается 1) формой реализации, 2) отношением к адресату, 3) характером восприятия.

Устная форма речи является первичной, а в том случае, если язык не имеет письменности, - единственной формой его существования. Это звучащая речь, в которой используются различные фонетические средства, большую роль играет интонация. Известно, что К.С. Станиславский при обучении актеров просил их передавать до 40 разных оттенков сообщений, произнося только одну фразу, например, «Сегодня вечером». Классическими стали слова Б. Шоу: «Есть 50 способов сказать «да» и «нет», и только один способ их написать». Устная речь непосредственно обращена к собеседнику, она часто опирается на его реакцию. Реплики слушателей, их одобрительная или неодобрительная реакция - все это может повлиять на характер речи. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга, что позволяет им широко использовать жесты, мимику. По способу порождения устная речь является спонтанной, неподготовленной. Опора на конкретную речевую ситуацию помогает взаимопониманию между собеседниками, позволяет им не слишком задумываться над формой речи.

Письменная речь возникла на базе устной, по форме реализации она представляет собой систему графических средств выражения. Пишущий и читающий, как правило, разделены временем и пространством, что затрудняет общение. Пишущий должен стремиться максимально усовершенствовать текст, чтобы быть правильно понятым (продумать логику, отредактировать стиль и т.д.). Но, с другой стороны, при чтении всегда есть возможность перечитать непонятное место, сделать выписки и т.п.

Следует отличать понятия устной и письменной речи от понятий книжная речь и разговорная речь. Дело в том, что в границах литературного языка различают две разновидности: кодифицированный литературный язык (КЛЯ) и некодифицированный литературный язык - разговорная речь (РР). КЛЯ - система, все единицы которой строго нормированы, зафиксированы в словарях, справочниках и учебных пособиях и рекомендованы к употреблению как обязательные. Книжная речь обслуживает политическую, законодательную, научную сферы общения. Для книжной речи характерно употребление отвлеченной, книжной лексики, в том числе научной и официально-деловой терминологии, использование разнообразных сложных синтаксических конструкций, логическая структурированность текста. Основной формой реализации книжной речи является письменная, устные тексты в большинстве случаев сначала создаются на бумаге, а потом озвучиваются. В устной форме книжной речи нередко проявляются элементы, характерные для разговорного общения.

РР характеризуется менее строгим соблюдением литературных норм. В разговорной речи преобладает общеупотребительная и разговорная лексика, отдается предпочтение простым предложениям. Основная форма РР - устная, а зафиксированная на бумаге РР (письмо, записка) сохраняет особенности своей структуры.

Таким образом, термины разговорная и книжная речь обозначают речевые стили, а устная и письменная речь - формы реализации литературного языка.

Письменная форма позволяет в большем объеме накапливать опыт народа, сохранять его, передавать следующим поколениям. Однако устная речь намного активнее письменной - люди больше говорят и слушают, чем пишут и читают. В современном мире через СМИ устная речь все сильнее влияет на письменную.

Вопросы

1. Как в лингвистической литературе решается вопрос о соотношении языка и общества?

2. Каковы основные аспекты взаимодействия языка и общества?

3. В каких формах существует общенародный язык? Чем формы существования языка отличаются друг от друга?

4. Охарактеризуйте нелитературные формы языка: территориальные диалекты, койне, социальные диалекты.

5. Каковы основные черты литературного языка как высшей формы языка?

6. Чем отличается устная форма реализации языка от письменной?

 

 

Лекция 8. Устройство языка. Язык как универсальная коммуникативная система

 

1. Язык как система знаков.

2. Типы знаковых систем. Язык как универсальная коммуника­тивная система.

3. Модели устройства языка.

4. Отношения в системе языка.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: