double arrow

Нелитературные формы национального языка

Кроме литературного языка существуют также различные нелитературные языковые формы. К ним относятся:

1) Территориальные диалекты (народные говоры)это разновидности национального языка, распространенные на определенных территориях и отличающиеся от литературного языка особенностями словарного состава, особенностями произношения, построения предложений. В зависимости от уровней языка диалектизмы бывают фонетические, лексические, грамматические и др.

Так, южнорусским говорам, к которым относится и говор Воронежской области, в области фонетики свойственно аканье(к[а]рова, г[л’а]дят, [jа]дят ), отсутствие фонемы ф и наличие вместо нее сочетаний хф, хв или х (хвартук, сарахфан и др.), смягчение к после мягких парных согласных и j (вань[к’а], [Y]усь[к’о]м), произношение [Y] фрикативного ([Y]оворить) и др.

Севернорусским го­ворам присуще оканье(х[оро]шо, м[оло]ко), цоканье (дев[цо]нка, кри[ца]ть), произношение взрывного [г] и др.

Существуют также местные названия предметов и явлений, имеющих в литературном языке иные наименования (лексические диалектизмы): бурак (свекла), зараз (сейчас), кочет (петух) – слова южнорусских говоров; мохнач (медведь), векша (белка) – слова севернорусских говоров.

Говорами как разновидностями языка пользуется исконное население определенных территорий, главным образом сельское, в сфере бытового повседневного общения.

2) Социальные диалекты (жаргоны)это разновидности национально­го языка, используемые внутри определенных социальных групп людей, которые объединяются на основе общности профессии, возрас­та, интересов, рода занятий, социального положения, привычек и т.д. В рамках социальных диалектов выделяются:

профессионализмы – слова и выражения, используемые людьми одной профессии. Для них характерна большая детализация в обозначении специальных понятий, орудий труда, производственных процессов и т.п.: лапки (кавычки – у полиграфистов), попортить шкурку (сделать разрез или инъекцию – у медиков) и др.;

– арго – речь низов общества, деклассированных групп и уголовного мира: плести кружева (обманывать – в воровском жаргоне);

молодежный сленг. Некоторые ученые считают, что специфическую речь молодежи весьма условно можно отнести к жаргону, т.к. это языковое явление не имеет социальных корней (Л.А. Введенская). Слова зачастую применяются бездумно, неосознанно. Тем не менее, языковых единиц, употребляющихся в речи молодежи и отличающихся от общепринятой речевой нормы, достаточно много: бухач (алкоголик), пинцет (врач) и др.

В отличие от территориальных диалектов, жаргоны не обладают произ­носительными и грамматическими особенностями. Их специфику составляет особая лексика, особая фразеология (устойчивые словосочетания) и некото­рые особенности словообразования.

3) Просторечие это разновидность национального языка, не соответствую­щая нормам литературного словоупотребления, но не ограниченная ни территори­альными, ни социальными рамками.

Среди просторечия выделяется два вида явлений:

1) явления, нарушающие собственно языковые нормы (нормы произношения слов, нормы образования форм слов, правила построения предложений): звонит (правильно – звонит), свекл а (правильно – свёкла); хранить уверенность в победу (правильно – хранить уверенность в победе) и т.п.;

2) явления, нарушающие морально-этические нормы, т.е. слова бранные, гру­бые: башка (вместо голова), карга (вместо старуха) и др.

Просторечие используется в речи недостаточно образованных и некультур­ных людей.

Специальный акцент следует сделать на табуированной (запрещенной) форме существования национального языка – мате, который рассматривается как одна из разновидностей обсценной (неприличной, непристойной) лексики. В славянском язычестве он имел отчетливо выраженную культовую функцию, являясь необходимым компонентом обрядов, так или иначе связанных с плодородием. В древнерусской письменности – в условиях христианско-языческого двоеверия – мат закономерно рассматривается как черта бесовского, антихристианского поведения.

В одном из поучений против матерщины говорится, что «не подобает православным христианам матерны лаяти», так как матерным словом оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека, и, наконец, третья мать – Мать-Земля.

Употребление мата в речи современного человека категорически недопустимо.


Сейчас читают про: