Типы знаковых систем. Язык как универсальная коммуникативная система

Что такое система? Система - это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, выступающая по отношению к внешним условиям как единое целое. Любая система знаков предназначена для передачи сообщения, то есть служит целям коммуникации. В этом смысле все знаковые (то есть семиотические) системы в принципе сходны, что и послужило основанием для появления науки о знаковых системах - семиотики.

Однако, кроме общих черт, знаковые системы имеют и различия. По происхождению их можно разделить на системы, возникшие естественным путём, и созданные искусственно. К первым относят так называемые «языки» животных, точнее системы их звуковых и двигательных сигналов, и естественные человеческие языки. Ко вторым - искусственные вспомогательные языки (азбука Морзе, языки международного общения, например, эсперанто) и так далее.

В качестве примера «языка» животных можно привести сигнализацию пчёл. Пчела, которая нашла цветы, где много нектара, передаёт своим сёстрам сообщение о месте, куда нужно лететь, при помощи особых движений, называемых «танцем». Причем положение ее тела, частота вибраций и другие элементы танца сообщают свободным пчелам направление под углом к солнцу, расстояние до взятка и возможный объем взятка.

Есть свой «язык» и у домашних кур. Например, общий знак «тревога» подразделяется у них на четыре вида в зависимости от расстояния, на котором находится опасность, и источника опасности: опасность близко, опасность далеко, опасность-человек и опасность- коршун. Всего в языке кур около десятка элементарных знаков, которые, сочетаясь друг с другом, образуют около двух десятков составных знаков (вроде знака категорический приказ, состоящего из двух повторенных подряд знаков призыва).

Ещё большими лингвистическими способностями обладают вороны. Многочисленные исследования американских учёных показали, что у ворон существуют различные языки: городские вороны не понимают сельских, вороны, живущие в штате Коннектикут, не могут общаться с воронами из Калифорнии. Однако существуют вороны-бродяги, кочующие из города в сельскую местность, из одного штата в другой. У этих бродячих ворон есть свой особый язык. Но, кроме того, они знают языки других ворон, городских и сельских, и могут «разговаривать» с ними. Таким образом, количество «языков» животных очень велико и они чрезвычайно разнообразны.

Число искусственных языков тоже велико. И многие из них очень интересны. Так, было много попыток создать искусственный международный язык. Наибольшую популярность приобрёл эсперанто, проект которого был предложен в 1887 году варшавским врачом Заменгофом. Этот язык сравнительно лёгок: словарь опирается на общеевропейскую лексику, система грамматических форм проста и прозрачна, графика латинская. Высокую оценку эсперанто давали крупнейшие писатели и учёные: J1.Толстой, М.Горький, А.Эйнштейн и другие. Учебники и словари эсперанто изданы более чем на пятидесяти языках. Издаются журналы. На этот язык переведены многие классические произведения, например, «Евгений Онегин». Однако при всём своём успехе эсперанто был и остаётся «подсобным языком», имеющим узкую сферу обращения и лишённым полнокровной «языковой жизни» - ведь на нем не говорят ни в одной стране, на нем не учат детей, на нем не пишут художественные произведения и т.д.

Кроме языка как основного средства общения, существуют и дополнительные средства общения. Они бывают звуковые (звонки, гудки, радио и т.д.) и графические. Среди графических средств общения выделяют следующие: вспомогательные языки (ручная азбука для глухих, шрифт Брайля для слепых); специальные системы сигнализации (азбука Морзе, дорожные знаки, сигнализация ракетами и т.д.), научную символику (математическую, химическую, логическую и т.д.)

Есть множество других искусственных языков. Например, язык свиста у тирольцев и других горных народов, язык там-тамов в Африке, особое подкрашивание воды у некоторых горных племён, которое может обозначать: «Внимание! Враг!» или «Опасность миновала».

Но естественный человеческий язык отличается и от языков животных, и от искусственных знаковых систем. Язык животных представляет собой лишь сумму сигналов, привязанных к той или иной материальной ситуации и основанных на рефлекторной деятельности организма. Петух не может рассказать курице, что было!!чера и что будет завтра. Такой знак существует только в определённое время, приобретая своё значение только здесь и сейчас. В языке животных знак и обозначаемый им объект неразрывно связаны, поэтому их язык не развивается, не меняется.

Искусственные языки существуют только в определённых общественных группах или используются в определённых ситуациях (азбука Морзе, сообщения, передаваемые моряками посредством флажков и т.д). Они не способны обслужить все коммуникативные потребности общества. Искусственные языки не могут самостоятельно развиваться и изменяться.

Человеческий язык отличается от языков животных тем, что имеет не биологический, а социальный характер. В человеческом языке знак отрывается от ситуации, и человек может рассказать о событиях прошлых и будущих, реальных и воображаемых. Являясь средством выражения мысли, человеческий язык в отличие от языков животных изменяется, развивается.

Способность к саморазвитию отличает человеческий язык и от искусственных языков. Кроме того, в отличие от искусственных языков естественным языком пользуются все члены коллектива и в любой ситуации. Он способен обслужить все коммуникативные потребности общества в любой сфере деятельности.

Таким образом, человеческий язык — это универсальная коммуникативная система.

А как устроена эта система? В настоящее время в лингвистике существует две основных модели устройства языка — уровневая и полевая.

 

Модели системы языка

Как уже указывалось, человеческий язык - это система взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Элементом языковой системы является слово. Но, кроме слова, в языке существуют и другие единицы: фонема, морфема, словосочетание, предложение. Все перечисленные единицы языка объединяются в особые подсистемы, или образуют уровни в его структуре. Уровнем называется та часть структуры языка, которая имеет соответствующую одноименную единицу. Поэтому учёные говорят о фонетическом, лексическом, синтаксическом уровнях. Понятие уровня обусловило появление большого количества уровневых моделей языка. Эти модели различаются по количеству уровней и специфике взаимоотношений между ними, но строятся по единому принципу: 1. уровни следуют один за другим в строго определённом порядке; 2. единицы более высокого уровня образуются из единиц предшествующего уровня. Так, из фонем образуются морфемы, из морфем - слова, из слов - словосочетания и т.д., то есть единица низшего уровня входит в единицу высшего уровня, являясь её компонентом.

Уровневая модель языка получила широкое распространение, она удобна для последовательного изучения языковой системы. Однако следует сказать, что нет убедительных доказательств того, что уровни в естественных языках действительно существуют, а не придуманы учёными для удобства описания системы языка. Так, нейролингвисты обнаружили, что язык хранится в человеческом сознании не по уровням, а по другому принципу, по другой модели. Такую модель учёные назвали полевой.

Поле - это объединение элементов, обладающих общими свойствами. Поле имеет особую структуру, состоит из ядра и периферии. В ядре находятся элементы, в которых признаки данного поля проявляются наиболее ярко. Чем дальше от ядра, тем больше вероятность ослабления признаков. Например, в поле «обозначение цвета» прилагательное «красный» будет центральным компонентом ядра, прилагательные «алый», «пурпурный», «багровый», называющие оттенки, войдут в приядерную зону, метафорические прилагательные (розовый, вишнёвый, гранатовый) образуют ближнюю периферию. А к дальней периферии будут относиться описательные выражения, например: цвета спелой вишни. В данном случае единицы объединены в поле по общности выражаемого ими значения.

Но возможно образование полей и по другим принципам, например, по общности функций, выполняемых его элементами. Так, определение в предложении выражается, как правило, прилагательным или причастием. И они образуют ядро функционального поля «определение». В приядерную зону входят местоимения- прилагательные (этот, каждый мой, который и т.д.) и порядковые числительные (первый, пятнадцатый). К ближней периферии можно отнести несогласованные определения, выраженные именем существительным (дом отца) или местоимением-существительным (их друзья), к дальней - несогласованные определения, выраженные инфинитивом (время любить) или наречием (яйцо всмятку).

Граница между ядром и периферией, а также отдельными зонами периферии является нечёткой, размытой. Элементы поля могут принадлежать к ядру одного поля и периферии другого и наоборот. Например, если рассмотреть функциональное поле «дополнение» в предложении, то существительное там будет ядерным компонентом, а не периферийным, как при выражении определения. Разные поля частично накладываются друг на друга, образуя зоны постепенных переходов.

 

 

4. Отношения в системе языка

Единицы системы языка находятся между собой в определённых отношениях. Так, между единицами одного уровня (словом и словом, морфемой и морфемой и т.д.) существуют отношения двух видов: парадигматические и синтагматические.

Парадигматические отношения - это отношения «по вертикали», в которые вступают противопоставленные определенным образом единицы одного уровня, так или иначе связанные по смыслу. Например, падежные формы слова, где противопоставляются окончания разных падежей, - это грамматическая парадигма; отец - мать - брат - сестра - лексическая парадигма, где друг другу противопоставляются термины родства.

Синтагматические отношения - это отношения «по горизонтали», в них вступают единицы одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи. Например, слова образуют предложение (старая сказка отзвучала). Кроме названных, в языке существуют и другие отношения между его элементами.

Так современная наука представляет устройство языка.

Вопросы

1. Что такое знак? Какие две стороны в нём выделяют?

2. Какие свойства знаков вам известны?

3. Чем языковой знак отличается от неязыковых?

4. Что такое система? Какие виды систем вы знаете?

5. Чем человеческий язык отличается от «языков» животных?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: