Классификация и характеристика ассортимента, основные показатели и свойства, характеризующие ассортимент

Ассортимент — отражение межотраслевых и отраслевых пропорций в составе товарного предложения.

Товарный ассортимент - набор товаров, объединенных или сочетающихся по определенному признаку или совокупности признаков (вид, цвет, размер и т.д.).

По товарам народного потребления различают два вида ассортимента товаров — производственный и торговый.

Производственный ассортимент товаров - перечень товаров (номенклатуру), выпускаемых отдельными предприятиями, объединениями, отраслями промышленности или сельского хозяйства.

В торговых организациях должен быть сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющий собой сочетание продукции, вырабатываемой различными промышленными и с/х предприятиями.

Торговый ассортимент — перечень товаров, подобранных для реализации в розничной торговой сети.

По характеру группировки ассортимент делится на:

групповой ассортимент - перечень входящих в него групп товаров.

внутригрупповой (развернутый) ассортимент - представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров.

По степени сложности ассортимента товары делят на две группы: товары простого ассортимента и товары сложного ассортимента.

Товары простого ассортимента имеют небольшое число разновидностей (соль, спички, хлеб, сахар, крупа, мука, кирпич и др.). Товары сложного ассортимента имеют большое количество разновидностей (ткани, одежда, обувь, книги, кондитерские изделия и т.д.).

По характеру предъявляемого спроса товары делят на группы: устойчивого спроса, твердо сформулированного спроса, альтернативного спроса, импульсного спроса.

Основные показатели и свойства, характеризующие ассортимент:

Широта ассортимента - количество групп и подгрупп товаров, включаемых в ассортимент магазина. По их удельному весу в товарообороте и запасах различают ассортиментную структуру специализированных и универсальных магазинов.

Глубинаассортимента — количество видов и разновидностей (наименований) товаров внутри групп и подгрупп в ассортименте магазина.

Структура ассортимента - это соотношение групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в ассортименте магазина. Она характеризуется показателями широты и глубины.

Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия товаров в магазине утвержденному ассортиментному перечню.

Обновляемость ассортимента — пополнение ассортимента новыми разновидностями товаров в соответствии с ассортиментной политикой предприятия.

Рентабельность торгового ассортимента - такой ассортиментный набор, который в своей совокупности обеспечивает получение хозяйствующим субъектам запланированного размера чистой прибыли, т.е. определенного превышения доходов над затратами по реализации товаров и налоговыми и неналоговыми платежами.

 

44. Характеристика основных факторов, влияющих на формирование ассортимента, принципови этапов формирования ассортимента.

Работа по формированию ассортимента для магазина конкретного типа проводится в несколько этапов:

1. отбор и систематизация информации для формирования макро- и микроструктуры (широты и глубины) ассортимента с учетом факторов их определяющих;

2. определение соотношения между группами в общем ассортименте с учетом издержек при реализации отдельных групп товаров;

3. определение в ассортименте количества видов и разновидностей по каждой группе;

4. согласование в ассортименте продовольственных и непродовольственных товаров, если это предусмотрено ассортиментным профилем и разработка ассортиментной модели.

Основные факторы, определяющие построение торгового ассортимента:

1. Факторы, не зависящиеот конкретных условий деятельности предприятий (определяют направление специализации и тип предприятия)

социальные: социальный состав населения; уровень культуры; социальное обеспечение насе­ления; характер трудовой деятельности.

экономические: развитие производства товаров; уровень доходов населения и источники их образования; развитие экономики района деятельности; цена на товары идр.

демографические: половозрастной состав; количество и структура семей; профессиональный состав населения и др.

национально-бытовые: национальный состав населения; традиции, нравы, обычаи.

природно-климатические: географическое расположение (город, село); климат; природные ресурсы и др.

2. Факторы, отражающие конкретные условия работы предприятия(определяют макро- и микроструктуру ассортимента конкретного магазина)

2.1 учитываемые при разработке макроструктуры ассортимента (широта ассортимента):

• роль данного магазина в системе торгового обслуживания;

• наличие других магазинов в зоне деятельности, их специализация, торговая площадь;

• тип и мощность предприятия;

• характер сегментов;

• транспортные связи и др.

2.2 учитываемые, при определении микроструктуры ассортимента(глубина ассортимента - количество видов и разновидностей):

• уровень доходов по сегментам;

• специфика спроса внутри сегментов;

• размер торговой площади и характеристика оборудования и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: