Специализация — это форма разделения труда между торговыми объектами, в результате которой торговая деятельность магазинов ограничивается отдельными видами или группами товаров с целью наиболее полного удовлетворения спроса населения и повышения культуры торговли.
Специализация способствует значительному расширению ассортимента той или иной группы товаров (культурно-бытового назначения, хозяйственного обихода и легкой промышленности), улучшению работы с поставщиками, обеспечению более высокого уровня культуры продажи товаров, производительности труда и квалификации работников, расширению дополнительных услуг, и в конечном итоге — повышению как экономической, так и социальной эффективности продажи за счет значительного снижения затрат времени покупателей на поиск нужных товаров.
Существуют 3 основных метода определения уровня специализации розничной
торговой сети.
В 1-ом случае уровень специализации K1 определяется как отношение количества специальных магазинов Мс к общему их количеству Мо: К1=(Мс/Мо) * 100%.
|
|
Погрешность: магазины неоднородны по размерам торговых площадей и товарообороту.
Во 2-ом случае уровень специализации К2 может быть определен как отношение товарооборота специальных магазинов Тс к общему товарообороту То: К2 = (Тс/То) *100%.
В 3-ем случае (более точный) уровень специализации К3 как отношения торговой площади специальных магазинов и секций Пс к общей торговой площади По:
К3 = (Пс/По) * 100%.
На уровень специализации влияет ряд факторов:
1.характер покупательского спроса (твердо сформированный или импульсивный спрос);
2. степень сложности ассортимента (чем сложнее ассортимент, тем более узкая специализация возможна и целесообразна);
3. размеры торговых предприятий (меньшие размеры требуют более узкой специализации);
4. местные условия развития товарооборота;
5. размеры помещений магазина;
6. численность населения городов.