Формирование ассортимента — это процесс определения набора товарных групп, видов и разновидностей, наиболее предпочитаемого для успешной работы на рынке и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности организации.
Обеспечение рентабельной работы магазина - это непременное коммерческое условие и соответственно принцип формирования ассортимента. В идеале каждый товар, включенный в ассортимент, должен быть рентабельным, т.е. размер его торговой надбавки должен превышать его издержке емкость.
Формирование ассортимента товаров в магазинах торговой системы осуществляется в несколько этапов:
1. Определяется ассортиментный профиль.
2. Устанавливается структура ассортимента.
3. Если торговля осуществляется по комплексам, то определяется распределение отдельных групп и подгрупп товаров.
4. Осуществляется подбор внутригруппового ассортимента по отличительным признакам с увязкой его с конкретной торговой площадью, рентабельностью товаров.
При формировании ассортимента розничных торговых организаций используются два подхода, соответствующие современному состоянию экономики: на основе ассортиментного перечня и на основе потребительского комплекса.
Ассортиментный перечень предполагает наличие в продаже стандарта товарного предложения, заявленного в обязательном ассортиментном перечне. Он ориентирован на удовлетворение твердо сформулированного спроса.