План:
1. Задачи уроков чтения.
2. Научные основы методики чтения.
3. Историко-критический обзор методов чтения.
4. Характеристика программ и учебных материалов по чтению.
1. ЗАДАЧИ УРОКОВ ЧТЕНИЯ
Чтение относится к письменным формам речевой деятельности, уроки чтения являются продолжением начатой в период обучения грамоте работы по формированию у учащихся необходимых качеств чтения (правильности, беглости, сознательности, выразительности), типа правильной читательской деятельности и самостоятельности, а также работы по развитию речи детей: обогащению, уточнению и активизации словаря, выработке умения воспринимать чужую речь в устной и письменной форме и выражать свои мысли.
Дальнейшее совершенствование умения читать достигается, во-первых, путем совершенствования технической стороны чтения, все большей ее автоматизации, а во-вторых, углублением умения понимать содержание читаемого произведения, постигать его подтекст, смысл. Решающее значение здесь приобретает развитие у детей воссоздающего и творческого воображения, ассоциативности мышления, способности вести внутренний диалог с писателем, живо и ярко воспринимать каждый из созданных им образов, сюжетные ситуации, соотносить образный мир, возникающий в ходе чтения, с собственным опытом, пристально вглядываться в литературных героев, раздумывать над их поступками, рассуждениями, отношением к окружающей жизни. Все это необходимо для того, чтобы ребенок мог научиться лучше разбираться в себе, поставить себя в ситуации, в которых оказались литературные персонажи, понять нравственные ценности, заключенные в художественном произведении.
|
|
Общеизвестна роль художественной литературы в воспитании ребенка. Она является богатейшим источником познания жизни и инструментом воздействия на все стороны человеческой личности. Значимость уроков чтения состоит в том, что на них в комплексе решаются образовательные и развивающие задачи. Реализация этих задач на уроках чтения предполагает в равной степени овладение учащимися определенным комплексом знаний и умений, формирование у них личностных качеств, необходимых человеку. При этом приобретенные учащимися знания и формируемые у них чувства должны осознаваться самими школьниками как необходимые им в жизни.
Современная система обучения чтению предполагает непременный переход всех учащихся к самостоятельной деятельности с книгой. В связи с этим обучение чтению заключает в себе важный раздел — внеклассное чтение, целью которого является формирование у младших школьников знания детских книг, избирательного интереса к книгам, желания и умения их осознанно выбирать и осмысленно читать. Становление типа правильной самостоятельной читательской деятельности должно управляться учителем.
|
|
Тип правильной самостоятельной читательской деятельности — это есть сформированная у читателя способность к целенаправленному осмыслению и освоению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения для выбора с их помощью того, что ему нравится и необходимо, что нет; что интересно, что скучно, чего он хочет, но еще не может, а чего не хочет, хотя и может, и т.д. Чтение под наблюдением и контролем со стороны учителя должно привести к самостоятельному детскому чтению, т.е. чтению индивидуальному, без непосредственной посторонней помощи, к общению ребенка с доступным миром книг, в процессе которого ребенок и осуществляет осознанный выбор книги и ее прочтение по всем правилам.