double arrow

ЧТЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

План:

1. Задачи уроков чтения.

2. Научные основы методики чтения.

3. Историко-критический обзор методов чтения.

4. Характеристика программ и учебных материалов по чтению.

1. ЗАДАЧИ УРОКОВ ЧТЕНИЯ

Чтение относится к письменным формам речевой деятельнос­ти, уроки чтения являются продолжением начатой в период обуче­ния грамоте работы по формированию у учащихся необходимых качеств чтения (правильности, беглости, сознательности, вырази­тельности), типа правильной читательской деятельности и само­стоятельности, а также работы по развитию речи детей: обогаще­нию, уточнению и активизации словаря, выработке умения вос­принимать чужую речь в устной и письменной форме и выражать свои мысли.

Дальнейшее совершенствование умения читать достигается, во-первых, путем совершенствования технической стороны чтения, все большей ее автоматизации, а во-вторых, углублением умения понимать содержание читаемого произведения, постигать его подтекст, смысл. Решающее значение здесь приобретает развитие у детей вос­создающего и творческого воображения, ассоциативности мышле­ния, способности вести внутренний диалог с писателем, живо и ярко воспринимать каждый из созданных им образов, сюжетные ситуации, соотносить образный мир, возникающий в ходе чтения, с собственным опытом, пристально вглядываться в литературных героев, раздумывать над их поступками, рассуждениями, отноше­нием к окружающей жизни. Все это необходимо для того, чтобы ребенок мог научиться лучше разбираться в себе, поставить себя в ситуации, в которых оказались литературные персонажи, понять нравственные ценности, заключенные в художественном произве­дении.

Общеизвестна роль художественной литературы в воспита­нии ребенка. Она является богатейшим источником познания жиз­ни и инструментом воздействия на все стороны человеческой лич­ности. Значимость уроков чтения состоит в том, что на них в ком­плексе решаются образовательные и развивающие задачи. Реализация этих задач на уроках чтения предполагает в равной степени овла­дение учащимися определенным комплексом знаний и умений, фор­мирование у них личностных качеств, необходимых человеку. При этом приобретенные учащимися знания и формируемые у них чув­ства должны осознаваться самими школьниками как необходимые им в жизни.

Современная система обучения чтению предполагает непре­менный переход всех учащихся к самостоятельной деятельности с книгой. В связи с этим обучение чтению заключает в себе важ­ный раздел — внеклассное чтение, целью которого является фор­мирование у младших школьников знания детских книг, изби­рательного интереса к книгам, желания и умения их осознанно выбирать и осмысленно читать. Становление типа правильной са­мостоятельной читательской деятельности должно управляться учителем.

Тип правильной самостоятельной читательской деятельнос­ти — это есть сформированная у читателя способность к целе­направленному осмыслению и освоению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения для выбора с их помощью того, что ему нравится и необходимо, что нет; что интересно, что скуч­но, чего он хочет, но еще не может, а чего не хочет, хотя и может, и т.д. Чтение под наблюдением и контролем со стороны учителя должно привести к самостоятельному детскому чтению, т.е. чтению индивидуальному, без непосредственной посторон­ней помощи, к общению ребенка с доступным миром книг, в процессе которого ребенок и осуществляет осознанный выбор книги и ее прочтение по всем правилам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: