Система обучения оптимальному чтению В. Н. Зайцева

Литерат. чтение студентам 1 часть

Оптимальное чтение — это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный ап­парат человека, именно при этой скорости достигается лучшее по­нимание смысла текста.

Нормативное чтение, как известно, имеет минимальное зна­чение 80—90 слов в минуту для учеников, переходящих в V класс. Это не совпадает с оптимальной скоростью разговорной речи, и поэтому можно считать, что норматив слишком занижен.

Скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость. Доказательством тому служит такой при­мер: в IX классе домашнее задание на один день в среднем составляет примерно восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 90 (минимальную норму чтения) и получим приблизи­тельно 72 минуты. Но при подготовке заданий многим школьни­кам, чтобы усвоить материал, необходимо прочитать его не менее!трех раз, а это уже составит 216 минут, или 3,5 часа. Еще приба­вим затраты времени, требуемые на выполнение письменных зада­ний, что составляет примерно 2—2,5 часа. И в сумме получим око­ло 6 часов, которые необходимы подростку для самостоятельной работы дома. Не забудем о 7—8 часах, проведенных в школе. Мы получили, что рабочий день старшеклассника длится почти 14 ча­сов. Таким образом, многие школьники обречены на неуспевае­мость до тех пор, пока их не научат элементарному — читать.

От скорости чтения зависит также процесс развития. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чте­ния совершенствуется оперативная память и устойчивость внима­ния. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умствен­ная работоспособность. Иногда противопоставляются навыки и мыш­ление. Это широко распространенная ошибка. Если судить о развитии мышления по степени овладения сложными умениями, то надо иметь в виду, что ЭУ -» ЭН -» СУ, т.е. элементарные умения (ЭУ) надо довести вначале до автоматизма, до уровня элементарного на­выка (ЭН), чтобы успешно включать их в состав сложных умений (СУ). Навык же чтения является составной частью большинства сложных умений.

Нужно рассмотреть и воспитательный аспект. Если выпускники начальной школы плохо читают, то в V классе падает их успеваемость. Теперь большинство учеников в классе учатся на тройки. В классе пре­обладает психология троечника. Большинство школьников рассуждают так: «Учиться хорошо — на «4» и «5» — невозможно. Значит, един­ственный вариант — тройка. Хоть старайся, хоть нет — выше оценку не получить». Ну а если так, то легче не учиться, чем учиться.

Навык чтения должен быть сформирован в начальной школе. Не­обходимо стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.

Рассмотрим наиболее эффективные резервы обучения чтению.

1. Частота упражнений. Важна не длительность, а частота тре­нировочных упражнений. Память человеческая устроена так, что за­поминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелька­ет: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминает­ся. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то совсем необязательно про­водить длительные упражнения, лучше упражняться короткими порциями, но с большей частотой. В связи с этим домашняя тре­нировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями по 5 минут. Ребенок прочитывает небольшой абзац и пересказыва­ет его содержание. Через час -два еще одна порция. Перед сном еще одна. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.

2. «Жужжащее» чтение дает также хорошие результаты. При обычной методике учитель опрашивает за урок не более 10 учени­ков. При этом каждый из них упражняется в течение 1—2 минут: При «жужжащем» чтении, когда все ученики читают одновремен­но вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут, время тренажа резко увеличивается.

3. Ежеурочные пятиминутки чтения. Если учитель работает по обычной методике и в III классе имеет пять уроков чтения в неде­лю, то при наполняемости класса 40 человек за неделю он опро­сит каждого ученика по одному разу. При этом ученик будет иметь время для тренировки всего две-три минуты в неделю. Ежеуроч­ные пятиминутки позволяют увеличить это время до 120 минут в неделю на каждого ученика (пять минут за урок, четыре урока в день, шесть дней в неделю: 5x4x6 = 120). Очевидно, что если увеличить время тренировки в 40—60 раз, то без всяких методи­ческих ухищрений будет положительный эффект.

4. Чтение перед сном также дает хорошие результаты. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной па­мятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Яркие впечатления от интересной книги пе­ред сном укрепляют вкус к чтению.

5. Режим щадящего чтения. Если ребенок не любит читать, то это значит, что у него при чтении возникают трудности. Ему трудно читать, поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения — это такой режим, когда ребенок прочитывает две-три строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим имеет место при просматривании диафильма. Обратим внимание на то, что в диафильме почти 40 кадров (это 80—120 строчек). И далеко не каждому ребенку по силам прочитать за вечер такой объем. По­лезно читать поочередно: несколько кадров читает ребенок, потом подключаются родители. Хорошо совмещать четвертую и пятую ре­комендации, т.е. просмотр диафильмов проводить перед сном.

6. Развитие оперативной памяти. Можно наблюдать такую кар­тину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6—8 слов. Дочи­тав его до третьего-четвертого слова, забывает первое. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. В этом случае необходимо развивать оперативную память. Делается это с помощью зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко (см. Ди­дактический материал № 1). В каждом из 18 наборов имеется шесть предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение «Тает снег» содержит всего два слова — 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 47 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две буквы. Время работы со всеми наборами составляет при­мерно два месяца. Таким образом, за это время оперативная па­мять ребенка развивается настолько, что он может уже запомнить предложение из 46 букв, т.е. из 8— 9 слов. Теперь школьник легко усваивает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее. Мето­дика проведения зрительных диктантов сводится к тому, что на доске выписываются шесть предложений одного из наборов и зак­рываются листом бумаги. После того как одно из предложений от­крыто, ребята в течение определенного времени (для каждого пред­ложения оно указано) читают предложение и стараются запомнить его. Затем оно стирается, а ребята записывают его в тетради. После этого следует запоминание и запись следующего предложения и т.д. На шесть предложений одного набора обычно на уроке русско­го языка уходит от пяти до восьми минут времени. Этот же набор повторяют три-четыре дня подряд. Непременное условие проведе­ния зрительных диктантов, развивающих оперативную память, — это проводить их ежедневно. Если проводить их через день, то та­кая тренировка почти не развивает. Обычно уже через месяц тре­нировочной работы появляются первые успехи. Если предложения не соответствуют по содержанию теме урока русского языка, то их можно заменить равноценными предложениями с одинаковым количеством букв.

7. Коллективные комплексные упражнения: многократное чте­ние, чтение в темпе скороговорки, выразительное чтение с пере­ходом на незнакомую часть текста. Все три упражнения проводятся коллективно, т.е. читают одновременно все ученики вполголоса.

Многократное чтение проводится таким образом. Учитель уста­навливает для всех детей одинаковый промежуток времени. После того как начало нового рассказа прочитано учителем и осознано детьми, им предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замеча­ет, до какого слова он успел прочитать. Затем следует повторное чтение этого же отрывка. При этом ученик снова замечает, до ка­кого слова успел дойти, и сравнивает с первым результатом. Есте­ственно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает у школьников положительные эмоции, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не сле­дует читать один и тот же отрывок. Лучше на этом же кусочке организовать следующее упражнение — скороговорки.

Чтение в темпе скороговорки предназначено для развития ар­тикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности не предъявляются. Зато повышены требования к четкости произ­ношения, проговаривания всех окончаний слов. Упражнение длит­ся не более 30 секунд. После этого упражнения на том же отрывке проводится чтение с переходом на незнакомую часть текста.

Чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ученикам да­ется задание читать этот же отрывок, но уже в необходимом тем­пе, выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. Ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отры­вок текста, выработавший уже повышенный темп чтения, при пе­реходе на незнакомую часть продолжает читать ее в том же повы­шенном темпе. Его возможностей не надолго хватает (полстрочки, строчка), но если ежедневно проводить три таких упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повы­шенном темпе будет увеличиваться.

8. Стимулирование желания читать. Этому помогает ежеднев­ный учет успехов. Ребята в течение одной минуты читают текст (каж­дый в своем темпе, вполголоса), замечают, до какого слова дочита­ли, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают резуль­тат в дневнике. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Последующие результаты всегда свидетельствуют о при­бавке скорости чтения, что благотворно сказывается на отношении ребенка к тренировочным упражнениям и к чтению вообще.

Иногда положительных результатов описанная работа не при­носит. Это связано с теми ошибками, которые допускаются учите­лями при работе по этой системе.

1. Отсутствие целевой установки. Учитель сам не верит в возмож­ность достижения высокой скорости осмысленного чтения и поэтому не может убедить учеников и их родителей в необходимости тренажа.

2. Нерегулярные замеры скорости не позволяют ученикам сле­дить за своими успехами.

3. Не проводятся консультации для родителей отстающих уче­ников.

4. Зрительные диктанты проводятся не ежедневно и не по тек­стам И.Т. Федоренко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: