На основании информации, поступившей из 59 субъектов Российской Федерации, Минсельхозом России был изучен опыт субъектов Российской Федерации по созданию региональных систем государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
Полученные данные свидетельствуют о невысокой активности регионов по вопросам государственного мониторинга земель, в том числе создании информационных ресурсовв указанной сфере.
Информацию о наличии органов, наделенных полномочиями по осуществлению мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, представили 20 субъектов Российской Федерации, о принятых региональных программах и нормативных правовых актах в области мониторинга земель сельскохозяйственного назначения – 16 субъектов Российской Федерации.
Согласно представленным данным информационные ресурсы в области мониторинга земель сельскохозяйственного назначения созданы
в 5 регионах (Воронежская, Самарская, Липецкая области, Краснодарский край).
|
|
Так, в Краснодарском крае функционирование Системы государственного мониторинга сельскохозяйственных земель основано на использовании геоаналитической информационной системы (ГАС) «АгроУправление» для формирования и использования государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях с применением геоинформационных, космических и WEB-технологий.
При внедрении ГАС «АгроУправление» обеспечивается решение следующих задач:
· ведение централизованного учета сельскохозяйственных земель, их инвентаризация, мониторинг состояния и использования, надзор за их использованием, подготовка аналитической информации;
· внесение сведений в информационную систему по управлению сельскохозяйственными земельными ресурсами на основе данных космического мониторинга, а также результатов наземных и статистических наблюдений;
· регулярное (ежемесячное, еженедельное) использование данных дистанционного зондирования Земли для мониторинга состояния посевов;
· учет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и земельиных категорий, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства, который производится на основе информации кадастрового учета, наземных наблюдений, данных дистанционного зондирования Земли;
· подготовка информации с агрегацией на различных уровнях, включая уровень субъекта Российской Федерации, муниципального района/городского округа, сельского городского/поселения;
· обеспечение доступа к информации, предоставляемой на основе государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, сельскохозяйственным товаропроизводителям и иным заинтересованным юридическим и физическим лицам на основе использования геопортала
ГАС «АгроУправление» в авторизированном доступе).
|
|
Примером комплексного подхода к мониторингу земель можно назвать интернет-ресурс «Единый центр дистанционного спутникового мониторингаКраснодарского края». Указанный ресурс объединяет:
· реестр сельскохозяйственных полей Краснодарского края
(на интерактивной карте отображаются границы полей и уникальные номера каждого поля);
· почвенные карты края разнообразной тематики (плотность почв, содержание гумуса, водопроницаемость почвы, запасы влаги, степень засоления почв и др.);
· мониторинг пожаров за прошедшие сутки;
· инвестиционные проекты в области сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (объекты показаны на карте и списком);
· реестр рыбопромысловых участков Краснодарского края;
· информацию по субсидированию и финансированию.
В 15 субъектах Российской Федерации (Калининградская, Калужская, Орловская, Тамбовская, Ростовская, Московская, Томская, Нижегородская, Саратовская, Курская, Белгородская, Тульская области, Республики Татарстан, Башкортостан, Северная Осетия-Алания) также ведется работа по созданию, формированию и внедрению информационных ресурсов в области мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.
По данным, представленным остальными субъектами Российской Федерации, информационные ресурсы в области мониторинга земель сельскохозяйственного назначения отсутствуют.
В РеспубликеСаха (Якутия) в рамкахреализации республиканской целевой программы Министерством имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) проведены мероприятия по созданию схем рационального использования территорий в 11 районах республики.
На геопорталеРеспублики Саха (Якутия) представлены тематические карты и данные дистанционного зондирования Земли, размещены карты, содержащие информацию об оленьих пастбищах и рыбопромысловых участках.
В геоинформационном портале Республики Бурятия размещена информация о земельном фонде (категории земель, особо ценные земли, статус земель) и тематические слои местоположения пахотных земель и объектов сельского хозяйства: предприятий животноводства и пчеловодства, заготовительных организаций, масло- и молокозаводов, мясокомбинатов, птицефабрик, тепличных хозяйств, а также скотомогильников.
Кроме того, данные о землях сельскохозяйственного назначенияв геоинформационном порталеРеспублики Бурятияпредставлены слоями, содержащимися в функциональной подсистеме «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения» (далее –ФП АЗСН).
ФП АЗСН предназначена для мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства. Посредством
ФП АЗСН осуществляется сбор, обработка и анализ данных полевых агрохимических обследований, проводимых станциями агрохимической службы Минсельхоза России, а также получение информации о землях сельскохозяйственного назначения в разрезе федерального, регионального, муниципального уровней и отдельных хозяйствующих субъектов.
ФП АЗСН предусматривает оперативный визуализированный доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц к данным мониторинга использования и состояния земель, исходя из целевого назначения и разрешенного использования, анализа и оценки качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.
|
|
В геоинформационном порталеРеспублики Бурятияотражаетсясодержащаяся в ФП АЗСНинформация, о видах угодий и произраставших в год обследования сельскохозяйственных культурах. Также приводятся данные о мелиорированных землях (осушенных, орошаемых, поливаемых водой, и орошаемых, не поливаемых водой) и деградированных землях, на которых выявлено засоление, повышенная кислотность, опустынивание или каменистость, а также о состоянии неиспользуемых земель: наличие заболачиваемости, подтопления, сорной, кустарниковой или лесной растительности. Данные в геоинформационном портале отображаются в соответствии с годом проведения наземного обследования.
Учитывая проанализированный региональный опыт проведения мероприятий по мониторингу земель сельскохозяйственного назначения можно сделать вывод, что в настоящее время отсутствуют единообразные подходы к созданию региональных информационных ресурсов о землях сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, следует отметить, что для формирования информационнойсистемы государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения необходимы оперативные спутниковые данные, полученные в результате дистанционного зондирования земли.
В настоящее времядля Минсельхоза России и регионов существует общая проблема отсутствия таких материаловв объеме и с характеристиками, позволяющими осуществлять государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения.
В целях создания единой системы государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и объединения региональных данных о таких землях на федеральном уровне, следует унифицировать подходы к формированию баз данных, методов и технической реализации отображения данных,используемых в региональных информационных ресурсах.
В целяхобеспечения органов государственной власти достоверной информацией о наличии в Российской Федерации земель сельскохозяйственного назначения, их количественном и качественном состоянии, а также в целях обобщения информации о сельскохозяйственных землях в субъектах Российской Федерации и организации информационного обмена сведениями о таких землях,Минсельхозом Россиирекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации создать в субъектах Российской Федерации на базе органов управления агропромышленного комплекса соответствующие межведомственные рабочие группы. В настоящее время такие группы созданыв 40 субъектах Российской Федерации.
|
|
[1] В подразделе использованы данные статистической отчетности Росреестра и данные, предоставленные подведомственными Минсельхозу России учреждениями.