Региональный опыт проведения мероприятий по мониторингу земель сельскохозяйственного назначения

 

На основании информации, поступившей из 59 субъектов Российской Федерации, Минсельхозом России был изучен опыт субъектов Российской Федерации по созданию региональных систем государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.

Полученные данные свидетельствуют о невысокой активности регионов по вопросам государственного мониторинга земель, в том числе создании информационных ресурсовв указанной сфере.

Информацию о наличии органов, наделенных полномочиями по осуществлению мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, представили 20 субъектов Российской Федерации, о принятых региональных программах и нормативных правовых актах в области мониторинга земель сельскохозяйственного назначения – 16 субъектов Российской Федерации.

Согласно представленным данным информационные ресурсы в области мониторинга земель сельскохозяйственного назначения созданы
в 5 регионах (Воронежская, Самарская, Липецкая области, Краснодарский край).

Так, в Краснодарском крае функционирование Системы государственного мониторинга сельскохозяйственных земель основано на использовании геоаналитической информационной системы (ГАС) «АгроУправление» для формирования и использования государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях с применением геоинформационных, космических и WEB-технологий.

При внедрении ГАС «АгроУправление» обеспечивается решение следующих задач:

· ведение централизованного учета сельскохозяйственных земель, их инвентаризация, мониторинг состояния и использования, надзор за их использованием, подготовка аналитической информации;

· внесение сведений в информационную систему по управлению сельскохозяйственными земельными ресурсами на основе данных космического мониторинга, а также результатов наземных и статистических наблюдений;

· регулярное (ежемесячное, еженедельное) использование данных дистанционного зондирования Земли для мониторинга состояния посевов;

· учет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и земельиных категорий, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства, который производится на основе информации кадастрового учета, наземных наблюдений, данных дистанционного зондирования Земли;

· подготовка информации с агрегацией на различных уровнях, включая уровень субъекта Российской Федерации, муниципального района/городского округа, сельского городского/поселения;

· обеспечение доступа к информации, предоставляемой на основе государственных информационных ресурсов о сельскохозяйственных землях, федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, сельскохозяйственным товаропроизводителям и иным заинтересованным юридическим и физическим лицам на основе использования геопортала
ГАС «АгроУправление» в авторизированном доступе).

Примером комплексного подхода к мониторингу земель можно назвать интернет-ресурс «Единый центр дистанционного спутникового мониторингаКраснодарского края». Указанный ресурс объединяет:

· реестр сельскохозяйственных полей Краснодарского края
(на интерактивной карте отображаются границы полей и уникальные номера каждого поля);

· почвенные карты края разнообразной тематики (плотность почв, содержание гумуса, водопроницаемость почвы, запасы влаги, степень засоления почв и др.);

· мониторинг пожаров за прошедшие сутки;

· инвестиционные проекты в области сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (объекты показаны на карте и списком);

· реестр рыбопромысловых участков Краснодарского края;

· информацию по субсидированию и финансированию.

В 15 субъектах Российской Федерации (Калининградская, Калужская, Орловская, Тамбовская, Ростовская, Московская, Томская, Нижегородская, Саратовская, Курская, Белгородская, Тульская области, Республики Татарстан, Башкортостан, Северная Осетия-Алания) также ведется работа по созданию, формированию и внедрению информационных ресурсов в области мониторинга земель сельскохозяйственного назначения.

По данным, представленным остальными субъектами Российской Федерации, информационные ресурсы в области мониторинга земель сельскохозяйственного назначения отсутствуют.

В РеспубликеСаха (Якутия) в рамкахреализации республиканской целевой программы Министерством имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) проведены мероприятия по созданию схем рационального использования территорий в 11 районах республики.

На геопорталеРеспублики Саха (Якутия) представлены тематические карты и данные дистанционного зондирования Земли, размещены карты, содержащие информацию об оленьих пастбищах и рыбопромысловых участках.

 

 

В геоинформационном портале Республики Бурятия размещена информация о земельном фонде (категории земель, особо ценные земли, статус земель) и тематические слои местоположения пахотных земель и объектов сельского хозяйства: предприятий животноводства и пчеловодства, заготовительных организаций, масло- и молокозаводов, мясокомбинатов, птицефабрик, тепличных хозяйств, а также скотомогильников.

Кроме того, данные о землях сельскохозяйственного назначенияв геоинформационном порталеРеспублики Бурятияпредставлены слоями, содержащимися в функциональной подсистеме «Электронный атлас земель сельскохозяйственного назначения» (далее –ФП АЗСН).

ФП АЗСН предназначена для мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства. Посредством
ФП АЗСН осуществляется сбор, обработка и анализ данных полевых агрохимических обследований, проводимых станциями агрохимической службы Минсельхоза России, а также получение информации о землях сельскохозяйственного назначения в разрезе федерального, регионального, муниципального уровней и отдельных хозяйствующих субъектов.

ФП АЗСН предусматривает оперативный визуализированный доступ органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц к данным мониторинга использования и состояния земель, исходя из целевого назначения и разрешенного использования, анализа и оценки качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

В геоинформационном порталеРеспублики Бурятияотражаетсясодержащаяся в ФП АЗСНинформация, о видах угодий и произраставших в год обследования сельскохозяйственных культурах. Также приводятся данные о мелиорированных землях (осушенных, орошаемых, поливаемых водой, и орошаемых, не поливаемых водой) и деградированных землях, на которых выявлено засоление, повышенная кислотность, опустынивание или каменистость, а также о состоянии неиспользуемых земель: наличие заболачиваемости, подтопления, сорной, кустарниковой или лесной растительности. Данные в геоинформационном портале отображаются в соответствии с годом проведения наземного обследования.

 

 

Учитывая проанализированный региональный опыт проведения мероприятий по мониторингу земель сельскохозяйственного назначения можно сделать вывод, что в настоящее время отсутствуют единообразные подходы к созданию региональных информационных ресурсов о землях сельскохозяйственного назначения.

Кроме того, следует отметить, что для формирования информационнойсистемы государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения необходимы оперативные спутниковые данные, полученные в результате дистанционного зондирования земли.

В настоящее времядля Минсельхоза России и регионов существует общая проблема отсутствия таких материаловв объеме и с характеристиками, позволяющими осуществлять государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения.

В целях создания единой системы государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и объединения региональных данных о таких землях на федеральном уровне, следует унифицировать подходы к формированию баз данных, методов и технической реализации отображения данных,используемых в региональных информационных ресурсах.

В целяхобеспечения органов государственной власти достоверной информацией о наличии в Российской Федерации земель сельскохозяйственного назначения, их количественном и качественном состоянии, а также в целях обобщения информации о сельскохозяйственных землях в субъектах Российской Федерации и организации информационного обмена сведениями о таких землях,Минсельхозом Россиирекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации создать в субъектах Российской Федерации на базе органов управления агропромышленного комплекса соответствующие межведомственные рабочие группы. В настоящее время такие группы созданыв 40 субъектах Российской Федерации.

 


[1] В подразделе использованы данные статистической отчетности Росреестра и данные, предоставленные подведомственными Минсельхозу России учреждениями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: