double arrow
ЧУВАШИИ I тысячелетия и перспективные

Н.С. Мясников

Этнокультурные процессы

В Чувашском Поволжье в I-VIII вв. н.э.

По археологическим данным.

 

 

Доклад на научной сессии

Чувашского государственного института

гуманитарных наук по итогам работы

за 2013 год

 

Чебоксары – 2013

 

УДК

ББК

Б

Мясников Н.С.

Этнокультурные процессы в Чувашском Поволжье в I-VIII вв. н.э.: по археологическим данным/ науч. ред. Г.А. Николаев.Чебоксары, 2013. –54 с. (Научные доклады / ЧГИГН; вып. 13).

 

Работа посвящена анализу археологических данных по этнокультурным процессам, происходившим в Чувашском Поволжье в конце раннего железного века – раннем средневековье (I–VIII вв. н.э.) с упором на вещеведческий анализ.

 

©Н.С. Мясников, 2013

©Чувашский государственный

институт гуманитарных наук, 2013

ВВЕДЕНИЕ

Территория Чувашского Поволжья[1] является одним из ключевых регионом для решения проблем, касающихся этнокультурных взаимодействий, происходивших в Среднем Поволжье в I тыс. как в силу малой изученности данной территории, особенно в сравнении с соседними субъектами, так и его большой значимости, так как Чувашский край, находящийся в междуречье крупных рек Суры и Свияги, на стыке трех природно-климатических зон, в рассматриваемый период был контактной зоной многих этнокультурных образований.

Период I–VIII вв. н.э. представляется одним из актуальных и перспективных для изучения этнокультурных процессов. Именно в эту эпоху на этнической карте региона появляются первые народы, которые можно было бы связывать с современными (упоминание готским историком Иорданом [VI в.] mordens [мордвы])[2]. Проблема изучения археологических памятников Чувашии I тыс. тесно связана также с вопросами происхождения марийцев и этнического субстрата чувашского народа.




Малая изученность археологических памятников на рассматриваемой территории часто приводит исследователей к самым разным выводам относительно этнокультурной ситуации в Чувашии на протяжении I тыс. Так, А.Х. Халиков считал, что «тюркоязычные предки чуваш в виде населения, оставившего памятники типа Писеральско-Андреевских курганов на территории современной Чувашии, появилось в первых веках н.э. и здесь, смешавшись с местными финно-язычными (протомарийскими) племенами, заложило этническую основу чувашского народа» [3]. Предками чувашского народа В.Ф. Генинг видел носителей именьковской культуры (IV–VII вв.), с которыми связывалась ранняя тюркизация Среднего Поволжья[4]. Описывая языковую ситуацию в Среднем Поволжье, Ф.С. Хакимзянов и И.Л. Измайлов отмечают, что еще в середине V в. н.э., «или даже несколько ранее, одна из групп огуро-тюркских племен (носителей р-языка), разбитая в степи, отступила в леса Окско-Свияжского междуречья, дав начало формированию современных чувашей»[5]. Г.И. Матвеевой высказана мысль о том, что в I тыс. на территории Чувашии, на базе городецкой культуры, образовалась культура, близкая к древнемордовской[6] .



Таким образом, исследование археологических памятников Чувашского Поволжья в I–VIII вв. позволит реконструировать этнокультурные процессы на территории края накануне появления раннеболгарского населения, выделить те или иные типы памятников, а также археологические культуры, носители которых в последующую эпоху сыграют определенную роль в этногенезе мордовского, марийского и чувашского народов. Основой для такой работы должна стать разработка хронологии и периодизации, на основе которых можно будет делать конкретные исторические выводы

Итоги изучения археологических памятников

ЧУВАШИИ I тысячелетия и перспективные






Сейчас читают про: