В ЧУВАШИском поволжье

(По МАТЕРИАЛАм СЕНДИМИРКИНСКОГО И ТАУТОВСКОГО МОИГЛЬНИКОВ)

Этногенез мордовского народа давно привлекает внимание исследователей. На современном уровне научного знания археология прочно увязывает этот процесс с появлением древностей писеральско-андреевского круга в конце I – начале II в. Однако, собственно древнемордовская археологическая культура окончательно сформировалась лишь к III в. н.э. Маркирует этот процесс появление такого знакового «этноопределяющего» украшения, как височная подвеска с грузиком, которая видоизменяясь, просуществовала до конца XII в.[96] Таким образом, между появлением культуры ранней мордвы и горизонтом Андреевка-Писералы была определенная хронологическая лакуна, продолжительностью около полувека. В.В. Гришаков впервые обратил внимание на то, что на территории Нижнего Посурья имеется ряд комплексов, которые могли бы ее заполнить: погребение № 3 Таутовского могильника и ряд погребений Сергачского могильника «Кожина слобода»[97]. Исследования последних лет подтвердили эту гипотезу. Ключевыми для выделения данного горизонта на территории Чувашии являются грунтовые могильники Таутовский и Сендимиркинский.

Таутовский могильник располагался на краю высокого левого берега небольшой речки Чулуй çырми и впадающего в нее оврага на склоне холма Çиманька çучĕ в Аликовском районе Чувашии.

В 1956 г. было исследовано одиночное женское захоронение (погребение № 3)[98]. Ряд предметов из разрушенного могильника были собраны местными жителями и попали в Таутовскую школу в 1990-е гг. В 2005 г. членами краеведческого кружка д. Чувашская Сорма (Е.Л. Ефимов) в разрушающейся стенке песчаного карьера были обнаружены новые материалы[99]. Еще несколько вещей зафиксировано экспедицией ЧГИГН (Н.С. Мясников) в перемешанном слое песчаного карьера в 2011 г.[100]

Одним из характерных артефактов этого периода являются круглые бронзовые пластинчатые бляхи с радиальной прорезью, края которой завернуты в трубочку, с иглой и валиками вокруг центрального отверстия. Подобные известны в древнемордовских, азелинских, мазунинских памятниках, в Кошибеевском могильнике именно во II-III вв.[101] По мнению В.В. Гришакова, происхождение данных блях связано с эволюцией широкорамчатых застежек, известных в пьяноборских древностях и во впускных погребениях Андреевского кургана[102]. Со второй половины III-IV в. количество валиков и размеры бляхи увеличиваются, появляются бляхи с двумя зонами валиков вокруг центрального отверстия[103]. В Таутовском могильнике они известны в погребении 3 (рис. 6 – 21-22) и среди сборов 2011 г. (рис. 6 – 23).

Также на данном этапе появляются вышеупомянутые височные подвески с грузиком. В погребении 3 Таутовского могильника была найдена подобная подвеска из круглого в сечении стержня с биконическим грузиком на одном конце и спиралью в три оборота на другом (Рис. 6 – 18). Две идентичных подвески были обнаружены в одном из погребений Сендимиркинского могильника в 2013 г.[104] Близкие подвески известны по верхнесурским древнемордовским могильникам, но там стержень был обмотан тонкой округлой либо плосковыпуклой проволокой[105]. Прототипом их также может служить привеска с каплевидным грузиком из Андреевского кургана[106] или подвеска из Сендимиркинского могильника (см. ниже).

В погребении 3 был найден бронзовый пластинчатый перстень (рис. 6 – 24), с несомкнутыми парными спиралевидными концами, характерный 1 хронологической группы в ранних мордовских могильниках[107] (конец II – первая половина III в.)[108].

Интересна миска черно-серого цвета, тщательно заглаженная, местами залощенная, с примесями среднего и грубого шамота в тесте (рис. 6 – 19). В рязано-окских древностях лощеные миски встречаются в комплексах III-V вв., где их появление связывается с позднедьяковским влиянием[109]. На Дьяковском городище лощеные миски с близким профилем встречены на глубине среднего горизонта верхнего слоя[110]. Ее появление Н.А. Кренке относит ко времени не позднее II – начала III в. и связывает этот импульс с зарубинецким влиянием[111]. Возможно, появление лощенной посуды на Нижней Суре связано с западным позднезарубенецким-раннекиевским импульсом, которое прослеживается в среднем течении р. Хопер (памятники типа «Шапкино-Инясево»), на севере Самарской области и прилегающих районах Татарстана[112]. Именно с ним И.Р. Ахмедов связывает ряд импортных изделий на верхнесурских древнемордовских памятниках[113].

Из обнаруженных в 2005 г. предметов наиболее интересны детали конской амуниции и в первую очередь три бронзовых стержневидных псалия двух типов. Псалии первого типа (рис. 7 – 2) известны в пьяноборских погребениях Западного Приуралья[114], во рву Троицкого городища на глубине III слоя[115], что соответствует II–III вв. н.э.[116], в Андреевском кургане сер. I в. – нач. II в.[117]. I–II вв. н.э. они датируются в сарматских древностях Дона[118], II–III вв. – в Северном Приазовье[119]. Наиболее близкой аналогией псалиям 2 типа (рис. 7 – 1) в лесной зоне можно считать бронзовые псалии из погребения 14 Ошкинского могильника на р. Вятке[120], а в Причерноморье и степи – находки из Херсонеса, Керчи и кургана Валовый 1[121]. На юге они датированы в основном в рамках конца I – начала II вв.[122], однако в материалах лесных культур мы встречаем их вместе с поздесарматской ременной гарнитурой (рис. 7 – 7-16,22,23). Ближе всего данные находки к группе IIа по В.Ю. Малашеву (первая половина III в.)[123]. Нагайки с утяжелителями в виде круглых шайб (рис. 7 – 18-21) также встречаются в сарматских погребениях с первых веков нашей эры и наиболее часто во II-III вв. н.э.[124].

Горшок (рис.7 – 4) типа А15б по В.В. Гришакову из данного комплекса наиболее близкие аналогии имеет в материалах Андреевского кургана второй половины I – начала II в. н.э.[125] и Пензенских могильников III – первой половины IV в. н.э.[126]

Из предметов, хранящихся в Таутовской школе хронологическое значение имеет бронзовый круглопроволочный браслет с расплющенными, заходящими друг на друга концами, с насечками в виде елочки на внешней поверхности (рис. 7 – 3), характерный для 1 хронологической группы древнемордовских могильников по В.В. Гришакову[127].

Интересен также обломок железного однолезвийного клинка (палаша) с навершием в виде рожек (рис. 7 – 6), прототипами которого могли быть однолезвийные сарматские клинки. Аналогии палашу известны в погребениях пьяноборской, кара-абызской, сарматской культурах, в Кошибеевском могильнике[128] и в разрушенном погребении Сергачского могильника «Кожина Слобода»[129]. С.Э. Зубов датирует их I–III вв. н.э.[130]

Из сборов 2011 г. важное значение имеет бронзовая пряжка (рис. 6 – 25), которая представляет собой одну из модификаций ранних провинциальноримских сложносоставных пряжек, известных в Центральной и на юге Восточной Европы[131]. А.А. Труфанов датирует их второй четвертью II – началом III в. [132]. Бытование данного типа на варварской периферии античного мира несколько смещается по времени, большинство находок подобного рода обнаружены в погребениях конца II – первой половины III в.[133]. Несмотря на однозначно южный (видимо, сарматский) импульс появления подобной пряжки на Нижней Суре приемы ее оформления, («жемужины» и своеобразная «зернь») более характерны для финских древностей Среднего Поволжья. В одном наборе с пряжкой была обломанная накладка-зеркалка подпрямоугольной формы с дугообразным верхним краем, жемчужным орнаментом и 2-3 рядами зерни, выдавленными с обратной стороны (рис. 6 – 26).

Таутовские находки позволяют пополнить наши знания о ярком явлении II – первой половины III в. – влиянии позднесарматской субкультуры на соседние народы от Средней Азии до Средней Европы и от пермских лесов до Крыма и предгорий Кавказа. Данный процесс, как отмечает С.И. Безуглов, оказал сильное воздействие на облик социальной верхушки оседлых племен лесной зоны Волго-Камья[134]. Видимо, разрушенные карьером погребения Таутовского могильника в Нижнем Присурье являются свидетельством того, что местная протомордовская элита, сохраняя свою этнографическую специфику, активно воспринимала позднесарматскую воинскую атрибутику.

Сендимиркинский могильник расположен в центральной Чувашии (Вурнарский район) у истоков р. Ср. Цивиль в 1,1 ка на ЮЮЗ от окраины д. Сендимиркино и в 1,5 км на СВ от окраины д. Буртасы. Памятник находится на 2 надпойменной террасе р. Средний Цивиль, на длинном и узком мысу у истоков р. Буртассница.

В мае-июне 2012 г. ЧАЭ на памятнике было заложено два шурфа, изучено 5 погребений[135]. В погребении 1 удалось зафиксировать остатки налобного венчика, представлявшего собой кожаный ремешок, обжатый бронзовыми обоймочками и пропущенный через выпуклую бляшку-скорлупку с петлей на обратной стороне (рис. 8 – 36-41). Под ремешком с обоймицами располагались бронзовые пластинчатые рифленые лопастные подвески, нанизанные на ремешок (рис. 8 – 46-52). По всей видимости, в погребении 2 мы можем наблюдать остатки близкого типа венчика (рис. 9 – 12-20). Аналогичный убор известен по материалам Пензенского могильника конца II – середины III в., изученного в 1930 г. И.Н. Спрыгиной[136]. Близкие венчики известны и на других могильниках селиксенского типа, которые В.В. Гришаков относит к 1 хронологической группе первой половины III в.[137]

Бронзовый браслет, изготовленный из дрота круглого сечения с расплющенными ланцетовидными концами, заходящими друг за друга (рис. 9 – 9) также показателен для первой половины III в. верхнесурских древнемордовских могильников (см. выше)[138], также как и круглые бронзовые пластинчатые бляхи-застежкис круглым отверстием в центре и радиальной прорезью (найдены в 1-2 погребениях) (рис. 9 – 1,10).

В погребении 1 на правом виске погребенной располагалась бронзовая подвеска с обломанной спиралью из круглого стержня в 1,5 оборота на одном конце (обломан) и лопастью на другом (рис. 8 – 4). Подвеска уникальна, так как форма лопасти в виде листа имеет много общего с пьяноборскими листовидными подвесками[139], а по количеству оборотов и размеру она ближе к каплевидной подвеске из Андреевского кургана[140].

Необычна для территории Чувашии крупная литая пластинчатая бронзовая подпрямоугольная бляха-нагрудник с валиком в центре, украшенном 2 рядами мелких прорезей с 4 небольшими отверстиями неправильной формы по углам и бортиком по краю из 1 погребения (рис. 9 – 2). Полные аналогии данным бляхам можно обнаружить на вятских памятниках, в частности в комплексах Ошкинского могильника, где они датируются концом I – II в. н.э.[141] и отличают именно вятский вариант пьяноборской культуры[142].

Интересны две крупные круглые зеркальные бронзовые слегка выгнутые бляхи без орнамента с круглым отверстием по середине и мелкие бляшки (рис. 9 – 3-5,7,11). В пьяноборских древностях зеркала, очевидно, сарматского происхождения, являлись частой находкой и использовались в качестве нагрудных блях, наконечников пояса, резались/рубились на подвески, бляшки, застежки. Также важное место в костюме они занимали в писеральско-андреевских, кара-абызских, раннемордовских древностях. Датируются в широких рамках I – серединой III вв.[143]

В Сендимиркинском могильнике мы видим и другие вещи пьяноборского облика: умбоновидные бляшки с полугорошинами (рис. 8 – 1; 9 – 8), бронзовая прямоугольная плоская бляшка с 2 петлями на обороте и орнаментом из 2 рядов треугольных вдавлений по центру (рис. 8 – 20). Последняя известна в качестве ременной накладки в некоторых погребениях пьяноборской[144] и кара-абызской культуры[145].

Расчет пропорциональности посуды показал наличие в комплексах миски типа Г21б (рис. 8 – 45) и горшка типа А15б (рис. 8 – 43), характерных для Андреевского кургана и раннемордовских могильников[146]. Сосуд из 5 погребения относится к категории горшков А5б (рис. 8 – 44), типичный для рязано-окского очага керамических традиций[147]. После открытия и исследования широкими площадями Усть-Узинского 2 могильника выяснилось, что традиция формовки подобной посуды имеет на Суре собственные истоки и прослеживается с III в.[148] Наши исследования подтверждают данную точку зрения.

Таким образом, Сендимиркинский могильник может быть датирован II – первой половиной III в. н.э. и наиболее близок к погребениям 1 группы древнемордовской культуры на Верхней Суре (селиксенского типа). Большое количество пьяноборских вещей связано, видимо, с культурным наследием андреевско-писеральского населения. При этом в Сендимирнкинском могильнике содержится ряд артефактов, неизвестных в памятниках типа Писералы-Андреевка, так и в могильниках селиксенского типа (нагрудная бляха, ременная накладка, височные подвески), что говорит в пользу локального своеобразия местной культуры. Очевидно, сильное влияние на формирование местной культуры оказывали и южные (сарматские) импульсы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow