double arrow

Направления дальнейших научных изысканий

Первые сведения о местонахождении памятников I тыс. (в первую очередь о городищах) появляются в конце XIX – начале XX в. благодаря стараниям краеведов (В.К. Магницкий, Н.А. Архангельский, К.С. Степанов и др.) и ученых из Казани и Симбирска (П.И. Кротов, В.Н. Поливанов, М.М. Хомяков)[7]. Данные сведения были уточнены в 1920-х – начале 1930-х гг. в ходе первых археологических экспедиций на территории Чувашии под руководством В.Ф. Смолина – в 1921 г.[8] и 1926 г.[9], П.П. Ефименко – в 1926–1927 гг.[10], М.В. Воеводского – в 1927 г.[11] и П.Н. Третьякова – в 1930 г.[12] В изучение памятников I тыс. особенно большой вклад внесла Н.В. Трубникова, которая проводила широкие разведывательные работы и крупномасштабные раскопки «городецких» и «позднегородецких» городищ и селищ на территории Чувашской АССР в 1955–1965 гг.[13] Множество памятников данного периоды были выявлены работами П.Д. Степанова[14], П.Н. Старостина[15], Е.П. Михайлова[16], В.Ф. Каховского и ряда других исследователей.

Среди чувашских исследователей до сих пор преобладает мнение, что до прихода в край булгар (IX-X вв.) данная территория была заселена племенами так называемой «позднегородецкой» культуры. Оно сформировалось еще в 1960–70-е гг. благодаря работам А.П. Смирнова, Н.В. Трубниковой[17] и В.Ф. Каховского[18]. Однако за последние четыре десятилетия концепция развития городецкой культуры претерпела значительные изменения. Мы склонны считать, что к моменту появления ранних могильников поволжских финнов (андреевский курган, кошибеевский могильник, могильники селиксенского типа и др.) городецкая культура прекращает свое существование. Эта концепция получила обоснование в работах В.И. Ледяйкина[19], В.Г. Миронова[20], Г.И. Матвеевой[21], В.И. Вихляева[22], В.В. Гришакова и С.Э. Зубова[23] и др. Эти учёные справедливо отмечают, что основные признаки городецкой культуры – псевдорогожная и текстильная керамика – исчезают к первым векам н.э. Наиболее изученные городецкие памятники в Подонье показывают прекращение функционирования культуры к началу н.э.[24], в I-II вв. они перестают существовать на Самарской Луке[25] и в Лесостепном Прихоперье[26]. Ни в одном из ранних могильников, в том числе и в Андреевском кургане (I-начало II в.), нет находок вышеуказанной категории посуды[27]. В то же время, как это отмечалось уже в своде А.П. Смирнова и Н.В. Трубниковой, меняется система укреплений, типы жилищ, массово появляются металлические и стеклянные предметы[28], то есть качественно изменяется культура.




В Среднем Поволжье от устья Оки и до Самарской Луки в период с I по VIII вв. появляются совершенно новые типы памятников и археологические культуры: памятники андреевско-писеральского типа, именьковская культура, культура рязано-окских могильников, азелинская культура, происходит формирование древнемордовской и древнемарийской археологических культур. Во второй половине VII в. из-за экспансии Хазарского каганата происходят важные геополитические изменения на карте Восточной Европе, в том числе и в лесной-лесостепной зонах[29]. В конце VII – начале VIII в. фиксируется отток древнемордовского населения с верховьев Суры в Цнинско-Вадское междуречье[30]. Вторая половина VII в. является верхней границей именьковской культуры[31], культуры рязано-окских могильников[32]. В VIII-IX вв. в Среднем Поволжье на востоке рассматриваемой территории, появляются раннеболгарские могильники[33], перестают функционировать нижнесурские мордовские памятники[34].



В связи с вышесказанным наиболее актуальными проблемами в изучении этнокультурной истории Чувашского Поволжья I-VIII вв. мы считаем: разработку критериев для разграничения писеральско-андреевских (I-II вв.), древнемордовских (III-VIII вв.), древнемарийских (V-VII вв.) и именьковских (IV-VII вв.) керамических комплексов; пересмотр на этой основе культурной атрибуции памятников «позднегородецкой» культуры; разработку абсолютной и относительной хронологии памятников; поиск надежных закрытых археологических комплексов (могильников), и их целенаправленные исследования; определение границ распространения носителей разных культурных традиций и влияний на территории Чувашии и времени их существования.

 

2. «военный выплеск» i-ii ВВ. в среднеЕ поволжье:






Сейчас читают про: