Ф. Лист. Венгерские рапсодии №2,6

19 венгерских рапсодий относятся к той сфере творчества композитора, которая непосредственно связана с его национальными истоками. На протяжении всей жизни Лист очень интересовался венгеро-цыганским фольклором, влияние которого ощутимо во многих его произведениях. В музыкальном языке Листа прежде всего нашел отражение распространенный в XIX веке в городах Венгрии танцевальный стиль вербункош. Его признаками являются богатая орнаментика инструментальных фигураций и определенные мелодико-ритмические формулы, для которых характерны пунктирный ритм, триоли, синкопы, движение мелкими длительностями с прихотливым переплетением ритмических фигур. Музыкальные фразы обычно завершаются особыми каденциями с опеваниями устойчивых звуков, которые, наряду с опорой на венгеро-цыганскую гамму с двумя увеличенными секундами, и придают этому стилю своеобразный, всегда узнаваемый колорит. Вербункош был очень распространен среди венгерских цыган, у которых Лист почерпнул как многие темы будущих фортепианных рапсодий, так и принцип формообразования, основанный на контрасте медленной («Lassu») и быстрой («Friss») части. Лист часто сравнивал свой труд с творчеством греческих рапсодов - певцов-сказителей, распространявших национальный эпос. Возможно, что в этой связи Лист и назвал свои сочинения «рапсодиями».

Популярнейшая венгерская рапсодия №2, cis-moll (пример 1) состоит из двух больших разделов (Lassan и Friska), соответствующих двум типам тематизма вербункош: песенно-импровизационному и танцевальному. Произведение открывает вступление эпического характера, каждая фраза которого завершается характерной для этого стиля концовкой. Основным принципом развития рапсодии является вариационность, где средствами виртуозной фортепианной фактуры Лист блестяще добивается имитации звучания инструментов венгеро-цыганских ансамблей, особенно ярко передавая характерный тембр цимбал – струнного щипкового и ударного инструмента, очень распространенного в Венгрии.

Венгерская рапсодия №6, Des-dur (пример 2) служит примером того, как композитор творчески объединяет разнородные в жанровом отношении темы, не теряя при этом целостности формы. В этой рапсодии (также, как и во Второй) ярко проявляют себя два композиционно-технических принципа, которым Лист обычно следует в построении подобных сочинений: контраст и динамическое нарастание. Шестая рапсодия состоит из четырех самостоятельных разделов: маршевая тема с характерными каденциями вербункош (Des-dur, tempo giùsto) сопоставляется с быстрым синкопированным танцем (Cis-dur, Presto). Он сменяется песенно-речитативной импровизацией в духе народных певцов-сказителей (b-moll, Andante), по характеру близкой вступлению Второй рапсодии, с которой эту тему роднят свободная ритмика, форшлаги, имитация звучания струнных щипковых инструментов, ферматы и пассажи. Последний раздел (B-dur, Allegro), предельно сложный в техническом отношении, построен по принципу нарастания, где стремительная танцевальная тема подвергается фактурно-вариационным изменениям, достигая блестящей кульминации в конце рапсодии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: