Музыкальный импрессионизм

В последней трети XIX века во французском искусстве сформировалось одно из самых интересных и ярких направлений – импрессионизм, проявивший себя вначале в живописи, а позднее и в музыке. В литературе этому направлению во многом близка эстетика символизма – творчество Поля Верлена, Стефана Малларме, Шарля Бодлера во многом вдохновляло композиторов-импрессионистов. Сам термин «импрессионизм» (в свободном переводе «искусство впечатлений») возник почти случайно. В Париже в 1874 году проходила первая выставка Э.Мане, К.Моне, О.Ренуара, Э.Дега, К.Писарро – художников, отказавшихся от академической манеры письма и искавших новые средства выразительности. Среди картин Клода Моне было выставлено и знаменитое впоследствии полотно «Impression. Soleil levant» – «Впечатление. Восход солнца». Один из критиков от слова «impression» образовал новый термин «импрессионизм», который вначале носил крайне отрицательный характер, но позднее закрепился как название целого направления в искусстве.

Художники-импрессионисты, отказавшись от академизма, стали искать новые темы в искусстве и, соответственно, новые художественные приемы. Наиболее характерной чертой нового направления стала передача непосредственных впечатлений от самых разнообразных явлений жизни. Порой картины импрессионистов кажутся моментальными зарисовками, хотя на самом деле они появились в результате длительной работы. Первый этап создания картины импрессионистов часто связан с работой на пленэре – т.е. открытом воздухе, а не в мастерской. Это давало возможность создавать зарисовки с натуры, отражать многообразие впечатлений от окружающего мира – природы, жизни города, бытовых сценок и т.д. Любимым жанром художников этого направления стал пейзаж, где они нашли совершенно новые приемы живописной техники. Прежде всего, они отказались от традиции предварительного смешения красок на палитре, а стали пользоваться «чистыми» тонами, кладя их непосредственно на холст, в результате чего создавалось их оптическое смешение. На смену четкой графике традиционного рисунка пришли неясные, как бы размытые контуры предметов, возникающие благодаря передаче ощущения воздуха, струящейся атмосферы, окутывающей их. Особый интерес художники нового направления проявляли к изменениям освещенности предмета, к новым краскам, возникающим благодаря этому (например, у Клода Моне есть целая серия картин, где изображен один и тот же ракурс Руанского собора, но в разное время суток– в солнечный полдень, туманным утром, в сумерках и т.д.). Одной из любимых тем в пейзажах импрессионистов становится стихия воды – вечно изменчивая, струящаяся, преломляющая солнечный свет на составляющие тона спектра, она и натолкнула художников на мысль о смешении «чистых» красок на полотне путем наложения отдельных мазков.

Музыкальный импрессионизм сформировался примерно двадцатью годами позже – в последнем десятилетии XIX века в творчестве Клода Дебюсси, первого и самого последовательного представителя этого направления. В художественном методе живописного и музыкального импрессионизма есть много общего: это, прежде всего, стремление отразить первое, непосредственное впечатление от увиденного, что, естественно, воплощается в миниатюрных формах, а не больших полотнах. Например, для Дебюсси характерно обращение к небольшим программным пьесам со свободно-импровизационной манерой изложения, а не к многочастному сонатно-симфоническому циклу.

 

Поиски новых средств выразительности у художников и композиторов тоже во многом родственны: на первое место выходит колорит как средство создания художественного образа. В гармонии на смену традиционным функциональным связям аккордов приходит их фонизм, колористическое звучание. Структура аккорда часто усложняется благодаря его «разрастанию» по вертикали, внедрению дополнительных тонов; часто композиторы-импрессионисты используют параллельное движение трезвучиями, септаккордами и т.д. Тяготения ослабевают, аккорд становится важен как самостоятельная музыкальная краска, подобно отдельным красочным мазкам на полотнах художников.

Значение мелодии как основного выразительного элемента музыки ослабляется, на смену протяженной мелодической линии приходят отдельные фразы, так называемые «темы на уровне мотива», дающие как бы намек на музыкальный образ, который должен возникнуть в воображении слушателя благодаря ассоциативному ряду. Исчезает традиционно четкое разделение на мелодию и сопровождение, возникает своеобразный «фоновый тематизм», где фактура аккомпанемента в отсутствии мелодического начала становится самостоятельным музыкальным образом.

Огромное значение композиторы придают ладогармонической стороне: в их произведениях слышны элементы старинных диатонических ладов (дорийского, фригийского, лидийского и миксолидийского), пентатоника, увеличенный лад и другие необычные ладовые образования, часто в сочетании друг с другом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: