double arrow

Э.Григ. Жизненный и творческий путь. Сюита из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

Одним из самых известных произведений композитора стала музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Философская драма Ибсена своеобразно трактована Григом. Композитор отразил в музыке то, что было ему близким: картины природы, лирику, народно-жанровые сцены, мир фантастики.

Из 23 номеров, написанных для драматической сцены, Григ отобрал 8, расположив их в двух сюитах по принципу контраста и не стремясь к последовательному представлению моментов действия.

В первую сюиту вошли: «Утро», «Смерть Озе», «Танец Анитры», «В пещере горного короля».

Пьеса «Утро» – тончайшая картина природы (пример 1). И хотя эта музыка в драме звучит как вступление к четвертому, «арабскому» действию, она отражает нежность красок северного пейзажа. Пьеса строится на развитии пентатонической темы, напоминающей наигрыш. Именно так она первоначально звучит у флейты и гобоя, расцвеченная яркими терцовыми тональными сопоставлениями.

«Смерть Озе». Музыка взята из третьего действия драмы, сцены, рисующей кончину матери Пера (пример 2). Звучание ее, отличающееся предельным лаконизмом выразительных средств, полно драматизма. Пьеса написана в двухчастной форме. Первая часть строится на развитии строгой, скорбной аккордовой темы, мерном маршеобразном движении и многократном повторении этой темы с постоянным гармоническим варьированием. Григ подчиняет развитие внутри части единой линии динамического нарастания к концу.

Вторая часть воплощает хрупкий, нереально светлый образ. Она основана на нисходящем мелодическом движении, насыщенном обостренными хроматическими интонациями, и сохраняет ритмическую основу первой темы. Завершение отмечено динамическим спадом. Пьеса исполняется струнным оркестром, ею заканчиваются «норвежские» акты драмы, повествующие о юности Пера.

«Танец Анитры» звучит в четвертом, «арабском» действии, в момент, когда дочь царя бедуинов Анитра танцует перед Пером (пример 3). Грациозность, интонационная изысканность, обилие украшений, специфическое звучание струнных инструментов, сочетающее приемы arco и pizzicato и объединенное со звоном треугольника, отличают танец, который скорее воспринимается не как восточный, а норвежский.

Финалом первой сюиты становится пьеса «В пещере горного короля», представляющая фантастический подземный мир владений Доврского деда, куда во втором действии попадает Пер Гюнт (пример 4). Издалека доносится звучание тяжеловесной, угловатой маршеобразной темы в нижнем регистре. На ее многократных повторениях выстраивается форма целого – вариации на выдержанную мелодию. Развитие в вариационной форме идет по линии постепенного нарастания звучности, ускорения темпа, уплотнения фактуры и оркестровки. Пьеса заканчивается страшным, злым вихрем-танцем жителей царства горного короля.

Вторая сюита составлена Григом несколько лет спустя после первой. И самыми яркими частями здесь становятся лирические пьесы – «Жалоба Ингрид» и «Песня Сольвейг».

Драматическая, отмеченная траурным характером музыки «Жалоба Ингрид» из второго действия драмы передает горе девушки Ингрид, брошенной Пером (пример 5). В начале и в завершении этой пьесы появляется тема Пера из вступления к драме, с пунктирным ритмом и стремительным мелодическим разбегом, данная в новой, обостренной гармонизации.

В сюиту вошли также две части из пятого действия драмы, где показана жизнь Пера, подходящая к своему трагическому концу. Действие открывает «Возвращение Пера Гюнта на родину» (пример 6). Музыка словно предвещает будущие грозные события: она рисует бурное волнение моря, грозный шторм, во время которого гибнет корабль Пера Гюнта. Живописный характер музыки подчеркнут взлетающими хроматическими гаммами, волнующимся тремоло струнных, короткими фанфарными возгласами труб.

Образу Сольвейг, всю жизнь любящей Пера и преданной ему, Ибсен посвятил самые поэтичные страницы драмы (пример 7). Музыка Грига так же гениально передает душевную чистоту, силу верности Сольвейг. Ее щемящая, грустная песня, завершает сюиту, поражая удивительной простотой мелодии, напоминающей скандинавские народные напевы, в которых диатоничность органично объединена с обостренной хроматикой. Задумчивая печаль запева сочетается с танцевальным припевом, звучащим в одноименном мажоре. Припев выдержан в духе народного норвежского танца спрингара, с острыми синкопами, гудящим органным пунктом, характерными интонациями народной музыки (VI-V, V-III-I ступени или III-II, II-VII-V-VII-I).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: