К. Дебюсси. Ноктюрны для оркестра «Облака», «Празднества», «Сирены»

Поиски новых средств выразительности Дебюсси продолжил и в симфонических «Ноктюрнах», созданных в конце 90-х годов XIX века, через несколько лет после «Фавна». «Ноктюрны» представляют собой оркестровую сюиту, состоящую из трех программных пьес, названных композитором «Облака», «Празднества» и «Сирены». Сюжетно несвязанные между собой, ноктюрны все же объединены близким образным содержанием: в первом и последнем изображаются любимые импрессионистами стихии: небо и море, воздух и вода – эти постоянно меняющиеся, находящиеся в вечном движении природные сферы. Между ними находится красочная зарисовка – ноктюрн «Празднества», своей жанровой определенностью оттеняющий нематериальность крайних частей.

Особый, «живописный» характер сочинения композитор подчеркнул литературным комментарием, который воспринимается скорее как описание художественного полотна, нежели музыкального произведения.

«Облака» (пример 2)

«…Это неподвижный образ неба с медленно и меланхолически проходящими и тающими серыми облаками; удаляясь, они гаснут, нежно оттененные белым светом», – писал Дебюсси по поводу первого ноктюрна.

Начальный четырехтакт ноктюрна, представляющий собой скользящее движение чередующихся квинт и терций, имеет неожиданное происхождение: он заимствован композитором из сопровождения романса Мусоргского «Окончен шумный праздный день» (вокальный цикл «Без солнца»). Этот музыкальный фрагмент играет роль центрального художественного образа, являясь примером «фонового тематизма», характерного для стилистики импрессионизма. Развитие этого четырехтакта заключается в смене тембрового, динамического, гармонического «освещения». Например, на смену «блеклому» звучанию деревянных духовых в начале ноктюрна приходит насыщенный колорит струнной группы, а пустые, незаполненные интервалы сменяются параллельным движением трезвучий и «пряных» нонаккордов.

Другой важный изобразительный прием – меланхолическая тема на уровне мотива у английского рожка в диапазоне тритона си – фа, возникающая в пятом такте и не имеющая дальнейшего развития.

Единственный заметный контраст в пьесе – появление в среднем разделе новой пентатонической музыкальной фразы у арфы и флейты в октаву на фоне тончайшего звучания струнных divisi. «Хрустальный» колорит такой инструментовки вызывает ассоциацию с солнечными бликами, преломленными в капельках воды.

О наступлении репризы свидетельствует появление темы-мотива английского рожка. В репризе объединены все мелодические образы ноктюрна, но звучат они еще более кратко, чем при первом появлении. Таким образом, возникает не столько реприза, сколько «намек» на нее, ускользающее звуковое воспоминание – прием, характерный для многих произведений Дебюсси. Этот эффект направлен на создание впечатления исчезновения, растворения образов, а в данном случае – как бы истаивания облаков в небесной дали.

«Празднества» (пример 3)

«…Это движение, пляшущий ритм атмосферы с взрывами внезапного света, это также эпизод шествия (ослепительное и химерическое видение), проходящего сквозь праздник и сливающегося с ним; но фон остается все время – это праздник; это смешение музыки со светящейся пылью, составляющее часть общего ритма» (Дебюсси).

В основе трехчастного ноктюрна – два контрастных в жанровом отношении образа: тарантелла (первый раздел) и марш (средняя часть). Реприза, как это часто бывает у Дебюсси, синтезирует тематический материал всего произведения.

В основе развития темы первой части – тарантеллы – тембровое и гармоническое варьирование: каждое следующее проведение темы поручается новым инструментам и предстает в новом гармоническом колорите. Такой принцип развития близок вариациям на мелодию остинато. Почти все проведения этой темы Дебюсси поручает деревянным духовым инструментам, но в конце первой части вступает струнная группа оркестра, до сих пор, в основном, выполнявшая роль аккомпанемента. В момент кульминации первой части движение неожиданно обрывается, и на смену вихревой тарантелле приходит отдаленно звучащий ритм марша-шествия.

Тема марша впервые проводится у трех засурдиненных труб, что создает очень яркий колористический контраст. Средний раздел построен на эффекте приближения: постепенно нарастает звучность маршевой темы, уплотняется оркестровая фактура. Дебюсси здесь использует тембры, отсутствующие в первом разделе, а в данном случае подчеркивающие жанровую природу марша: трубы, тромбоны, туба, литавры, малый барабан, тарелки.

В момент кульминации среднего раздела в виде контрапункта к теме марша у струнных появляется тема тарантеллы, которая постепенно вытесняет марш.

Реприза и кода основаны на эффекте удаления шествия, окончания праздника. От тем тарантеллы и марша в конце произведения остаются только отдельные интонации и ритмическая основа сопровождения, затухающая вдали в звучности рр.

Последний ноктюрн «Сирены» (пример 4) перекликается с образным строем «Облаков» – в конце произведения у арфы даже звучат отголоски темы среднего раздела из первого ноктюрна, создавая тематическую арку. В литературном пояснении Дебюсси подчеркнул особый колорит этого ноктюрна: «Сирены» – это море и его безгранично многообразный ритм; среди осеребренных луной волн возникает, рассыпается смехом и удаляется таинственное пение сирен». В партитуру композитор включил небольшой женский хор (8 сопрано и 8 меццо-сопрано), поющий без слов, партия которого воспринимается скорее как своеобразная инструментальная краска, изысканно дополняющая роскошную оркестровую палитру этого ноктюрна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: