Методические указания предназначены для преподавателей и обучающихся профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования (далее по тексту ПОО СПО) всех специальностей очной формы обучения для выполнения и оценке выполнения аудиторных и внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине ОГСЭ.020. История и являются составной частью учебно-методического пособия.
Методические указания включают в себя перечень самостоятельных работ с указанием номера темы занятия в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ОГСЭ.02.История, составленной в строгом соответствии с ФГОС для ПОО СПО, реализующих программу подготовки специалистов среднего звена; методику выполнения и методику оценки качества выполнения аудиторных и внеаудиторных самостоятельных работ.
Выполнение внеаудиторной самостоятельной работы (далее по тексту ВСР) является обязательной для каждого обучающегося и определяется действующим рабочим учебным планом ПОО СПО.
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа (ВСР) выполняется с целью оптимизации учебного процесса, развития познавательной активности обучающегося и мотивации к самообразованию. В совокупности аудиторные и внеаудиторные самостоятельные работы являются компонентами системно-деятельностного подхода, лежащего в основе ФГОС нового поколения. Данный вид деятельности выполняется обучающимися по заданию преподавателя, при этом,
- аудиторная самостоятельная работа выполняется под контролем преподавателя;
- внеаудиторная самостоятельная работа выполняется без непосредственного участия преподавателя.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX-XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ – начале XXI в.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций, основные направления их деятельности;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.
В результате освоения учебной дисциплины формируются следующие компетенции:
|
|
ОК 1. Понимать сущности и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Использовать ИКТ для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения задания.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Для формирования умений: обучающиеся выполняют мониторинг новостных лент и актуальных мировых событий, отрабатывают навыки аргументирования и критического анализа.
Для овладения знаниями: обучающиеся читают (запоминают) информацию из разных источников (лекционный материал, средства массовой информации, в том числе, новостные и аналитические Интернет-ресурсы).
Для формирования компетенций: сроки выполнения самостоятельных работ фиксированные и контролируются преподавателей (ОК 2), для умения принимать решения в нестандартных ситуациях, преподавателем разрабатываются ситуационные задачи (ОК 3), выполнения заданий предусматривают поиск, анализ и оценку информации (ОК 4), предполагается обязательное применение ИКТ (ОК 5), результаты самостоятельных работ обсуждаются на семинарах (группами и индивидуально) (ОК 6,7), задания предполагают поиск актуальной времени информации (ОК 8,9).
Формой самостоятельной работы выступают заполнения информационных таблиц, позволяющих систематизировать и обобщать изучаемый материал, решение ситуационных задач, сообщения (по результатам выполнения работы), рисунки, презентации, ролики (обучающийся сам выбирает форму творческой работы), подготовка к семинарским занятиям. Самостоятельная работа направлена на глубокое осмысление содержания курса.
Самостоятельная работа оформляется в соответствии с методическими указаниями. Результаты самостоятельной учебной деятельности хранятся в портфолио (тетради) студента, что позволяет проконтролировать выполняемость заданий.
Критерии оценки
- «зачтено» - работа выполнена в установленные сроки с соблюдением всех требований (к содержанию и оформлению), защищена студентом;
- «не зачтено» - не соблюдены требования к содержанию и/или оформлению работы, студент не может пояснить основную идею работы, ответить на дополнительные вопросы – работа отправляется на доработку.
Расчет баллов (при применении балльно - рейтинговой системы)
1) При выполнении обучающимся аудиторной самостоятельной работы ставится «зачтено»:
- обучающийся продемонстрировал умение ориентироваться в проблемной ситуации, выявлять связи и проводить аналогии; показал устойчивые знания, понимание тематики; проявил сформированность общих компетенций, при этом, им были соблюдены все формальные требования (сроки на выполнение работы, требования к оформлению ответов) – в журнал теоретического обучения ставится оценка «5», начисляется 1,5 баллов;
- обучающийся продемонстрировал умение ориентироваться в проблемной ситуации; показал устойчивые знания, но имеет незначительные затруднения в аналитическом (критическом) понимании тематики; проявил сформированность общих компетенций, при этом, им были незначительно нарушены формальные требования (сроки на выполнение работы, требования к оформлению ответов) – в журнал теоретического обучения ставится оценка «4», начисляется 1 балл;
|
|
- обучающийся испытывает затруднения при самострельном анализе материала (ориентируется и проводит связи между историческими фактами только при поддержке его аудиторией и/или преподавателем); проявляет сформированность общих компетенций, при этом, нарушает формальные требования (сроки на выполнение работы, требования к оформлению ответов) – в журнал теоретического обучения ставится оценка «3», начисляется 0,5 баллов.
2) При выполнении обучающимся внеаудиторной самостоятельной работы ставится «зачтено»:
- обучающийся продемонстрировал умение ориентироваться в проблемной ситуации, выявлять связи и проводить аналогии; показал устойчивые знания, понимание тематики; проявил сформированность общих компетенций, при этом, им были соблюдены все формальные требования (сроки на выполнение работы, требования к оформлению ответов) – начисляется 3 балла;
- обучающийся продемонстрировал умение ориентироваться в проблемной ситуации; показал устойчивые знания, но имеет незначительные затруднения в аналитическом (критическом) понимании тематики; проявил сформированность общих компетенций, при этом, им были незначительно нарушены формальные требования (сроки на выполнение работы, требования к оформлению ответов) – начисляется 2 балла;
- обучающийся испытывает затруднения при самострельном анализе материала (ориентируется и проводит связи между историческими фактами только при поддержке его аудиторией и/или преподавателем); проявляет сформированность общих компетенций, при этом, нарушает формальные требования (сроки на выполнение работы, требования к оформлению ответов) – начисляется 1 балл.
|
|