Значение пропедевтических основ обследования пациента в практике врача-терапевта

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Факультетская терапия. Определение. История развития терапевтических школ.

Внутренние болезни (терапия) – это одна из наиболее крупных отраслей теоретической и практической медицины, научная дисциплина, имеющая своей целью изучение распознавания заболеваний внутренних органов в их различных клинических формах, причин происхождения этих болезней, их профилактики и лечения.

Внутренние болезни характеризуются 2 признаками:

1) Локализация патологического процесса – внутренние болезни включают в себя заболевания внутренних органов (дыхательные пути и легкие, сердце и сосуды, пищевод, желудок и кишечник, печень, поджелудочная железа, почки, эндокринные железы, органы кроветворения, опорно-двигательный аппарат);

Методы лечения, которые используются врачами этой специальности – используются консервативные (нехирургические) методы.

Пропедевтика внутренних болезней – это введение в область терапии (греч. pro – перед, paideuo – обучаю, т.е. «подготовительное обучение»). Она делится на диагностику и частную патологию. Раздел диагностики делится, в свою очередь, на методологию исследования и семиотику, или симптоматологию.

Терапия факультетская – это раздел терапии, посвященный изучению основных методов диагностики и назначению того или иного метода лечения. Основы факультетской терапии студенты – медики получают, находясь в стенах медицинского института. Иными словами, факультетская терапия занимается изучением теоретических основ лечения заболеваний.

Госпитальная терапия – это раздел терапии, посвященный изучению диагностики и лечения частных случаев заболеваний по нозологиям, реальное самостоятельное ведение студентами больных под контролем преподавателей.

Госпитальная клиника тем, по моему разумению, отличается от факультетской, что она должна быть ближе к жизни и научить студентов «самодеятельности».

А.В. Мартынов (1898)

Значительный вклад в развитие диагностики и общей терапии внутренних болезней внесли русские клиницисты М.Я. Мудров, Г.А. Захарьин, С.П. Боткин, А.А. Остроумов, В.П. Образцов, Н.Д. Стражеско, М.П. Кончаловский, Г. Ф. Ланг, А.Л. Мясников и др.

Матвей Яковлевич Мудров (1776-1831) – создатель русской терапевтической школы, впервые ввел в клинику опрос больного, основав анамнестический метод, разработал схему клинического исследования и ведения истории болезни, организовал практические занятия для студентов в клинике, создал специальные кабинеты, лаборатории. М.Я. Мудров призывал лечить не болезнь, а больного, придавал большое значение гигиеническим мероприятиям.

Григорий Антонович Захарьин (1829-1897) детально разрабатывал анамнестический метод в диагностике заболеваний. Крупнейший французский клиницист Юшар писал: «Школа Захарьина опиралась на наблюдение, на точное знание анамнеза и этиологии, расспроса, воздвигнутого на высоту искусства». Г. А. Захарьин описал зоны повышенной чувствительности кожи при заболеваниях внутренних органов.

Сергей Петрович Боткин (1832-1889) создал физиологическое направление в медицине и заложил основы экспериментальной фармакологии, терапии и патологии в России. С. П. Боткин создал теорию развития болезней, придавая ведущее значение нервной системе, что позволило доказать роль нервных центров в регуляции кроветворения, температуры тела.

Боткин С. П. считается основоположником военно-полевой терапии. Также он внес большой вклад в изучение патологии сердечно-сосудистой системы (установил различия между гипертрофией и дилатацией сердца, открыл постсистолический шум при стенозе левого венозного (предсердно-желудочкового) отверстия, описанный позже как протодиастолический, описал точку выслушивания диастолического шума при недостаточности клапана аорты, впервые диагностировал тромбоз воротной вены), печени (впервые указал на инфекционную этиологию желтухи, названной позднее его именем). Главной задачей практической медицины С. П. Боткин считал предупреждение болезней.

Алексей Александрович Остроумов (1844-1906) активно пропагандировал важность сочетания теории с практикой и придавал большое значение физике, химии, биологии для развития клинической медицины. А. А. Остроумов доказал важное значение ЦНС в жизнедеятельности человека, разработал основные положения о рефлекторных нарушениях в органах под влиянием расстройств нервной системы. А.А. Остроумов указывал на индивидуальные особенности различных вариантов течения одного и того же заболевания. Особое внимание он уделял взаимоотношениям организма с внешней средой, наследственности. A.А Остроумовым детально изучена клиника раннего туберкулеза.

Василий Парменович Образцов (1849-1920) – разрабатывал и совершенствовал методы клинического исследования больного, создал и обосновал метод пальпации органов брюшной полости. Им была предложена непосредственная перкуссия органов грудной и брюшной полостей, непосредственная аускультация сердца для распознавания ритма галопа и III тона сердца, описана клиническая картина тромбоза коронарных артерий.

Николай Дмитриевич Стражеско (1876-1952) был учеником и преемником B.П. Образцова, продолжил разработку методов исследования внутренних органов, изложенные в книге «Основы физической диагностики заболеваний брюшной полости». Н. Д. Стражеско разработал учение о недостаточности кровообращения, создал совместно с Василенко В. X. классификацию хронической сердечной недостаточности. Н. Д. Стражеско описал «пушечный тон» при полной поперечной блокаде, обосновал теорию ревматизма как инфекционно-аллергического заболевания стрептококковой этиологии.

Владимир Харитонович Василенко (1897-1987) – крупнейший отечественный терапевт, изучил патогенез нарушений обмена веществ при хронической недостаточности кровообращения, разработал классификацию недостаточности кровообращения, применяющуюся в настоящее время. В. X. Василенко внес большой вклад в развитие гастроэнтерологии (занимался изучением клинической картины и лечения язвенной болезни, ранней диагностики рака желудка и поджелудочной железы, печени, клиники и лечения постгастрорезекционных синдромов, диагностики заболеваний толстой кишки).

Максим Петрович Кончаловский (1875-1942) расширил значение синдромного подхода в диагностике заболеваний, создал новую инфекционно-аллергическую теорию ревматизма, описал его клинические формы и особенности течения, разработал показания и противопоказания к переливанию крови в клинике внутренних болезней, описал клиническую картину позднего хлороза, симптом «жгута» при тромбоцитопениях, развил учение о гемопоэтической функции желудка.

Георгий Федорович Ланг (1875-1948) впервые выделил гипертоническую болезнь в самостоятельное заболевание, разработал классификацию болезней системы кровообращения. Г. Ф. Ланг рассматривал ряд заболеваний системы крови в связи с нарушением регуляции кровообразования и кровообращения, дал классификацию заболеваний печени, разрабатывал методы функциональной диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы и печени.

Александр Леонидович Мясников (1899-1965) – известнейший отечественный терапевт, изучал проблемы атеросклероза, ишемической болезни сердца, инфаркта миокарда, гипертонической болезни. Им и возглавляемым им коллективом заложены научные основы профилактики ишемической болезни сердца и гипертонической болезни.

Евгений Михайлович Тареев (1895-1986) – крупнейший отечественный терапевт, обосновал (совместно с П. Г. Сергиевым) вирусную природу сывороточного гепатита, описал внепеченочные проявления гепатита В, детально изучил алкогольные гепатиты и циррозы печени, острые и хронические нефриты, нефропатию при подагре, ревматизме, ревматоидном артрите, так называемой периодической болезни, геморрагическом васкулите. Изучены болезни соединительной ткани (так называемые коллагеновые болезни).

Значение пропедевтических основ обследования пациента в практике врача-терапевта.

Задачами курса пропедевтики внутренних болезней являются:

ü Изучение анатомо-физиологических и половых особенностей здорового и больного человека;

ü Ознакомление с причинами основных патологических процессов в организме;

ü Ознакомление с основными клиническими симптомами и синдромами, механизмами их развития при типичных формах болезней;

ü Изучение основ диагностики внутренних болезней;

ü Основные принципы лечения;

ü Вопросы оказания медицинской помощи при отдельных неотложных состояниях.

Элементарными пропедевтическими навыками обследования пациента являются:

ü Правильно проведенный расспрос больного и/или его родственников;

ü Физический осмотр больного (осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию) и выявление объективных признаков болезни;

ü Составление плана дополнительных и лабораторных методов обследования больного (осмотр глазного дна, выполнение ЭКГ при ГБ);

ü Установление основных клинических симптомов;

ü Установление клинического диагноза наиболее распространенных заболеваний внутренних органов;

ü Умение оценить основные анализы крови и мочи, расшифровать элементарную ЭКГ;

ü Умение оказывать неотложную помощь при основных заболеваниях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow