Харрисон классифицировал то, что он называл «идеологиями организаций». Это:
• ориентированные на власть — конкурентные, реагирующие скорее на личные качества, чем на опыт;
• ориентированные на человека — согласованные, отвергающие контроль руководства;
• ориентированные на задачу — делающие акцент на компетентности, динамичные;
• ориентированные на роли — делающие акцент на приверженности букве закона, законности и бюрократии.
Хэнди
Вот его четыре типа культуры:
• Культура власти — это культура с властным центром, откуда осуществляется контроль. Здесь мало правил или процедур, а атмосфера конкурентная, ориентированная на власть, и политическая.
• Ролевая культура — это культура, при которой работой управляют процедуры и правила, а должностная инструкция или роль более важна, чем человек, ее исполняющий. Власть связывается с должностями, а не с людьми.
• Культура задачи — эта культура, ставящая целью собрать нужных людей и дать им возможность справиться с задачей. Влияние, в основном, базируется более на опыте и знаниях, чем на занимаемой должности или личной власти. Такая культура адаптивна и для нее важна работа в командах.
|
|
• Культура личности — это культура, в которой центральным пунктом является личность. Организации существуют только для того, чтобы служить и помогать своим работникам.
Шейн
Шейн (Schein, 1985) выделял следующие четыре типа культуры:
• Культура власти — это культура, при которой власть сосредоточена в руках нескольких людей и основана на их способностях, такая культура, как правило, имеет тенденцию к предпринимательству.
• Ролевая культура — это культура, при которой власть уравновешена между лидером и бюрократической структурой. Окружающая среда, как правило, стабильна, и роли и правила строго определены.
• Культура достижений — это культура, при которой делается акцент на мотивации и приверженности, и высоко ценятся действие, энтузиазм и порыв.
• Поддерживающая культура — это культура, при которой люди вносят свой вклад в общее дело из чувства приверженности и солидарности. Для взаимоотношений характерны доверие и взаимность.
Уильяме, Добсон и Уолтер
• Ориентация на власть — организации стараются господствовать над средой, и те, кто наделен властью, стремятся поддерживать абсолютный контроль над подчиненными.
• Ролевая ориентация — организации подчеркивают приверженность букве закона, законность и бюрократию. Важны иерархия и статус.
• Ориентация на задачу — организации делают акцент на выполнении задачи. Основой авторитета являются соответствующие знания и компетентность.
|
|
• Ориентация на людей — организация существует, прежде всего, для того, чтобы служить своим членам. Предполагается, что отдельные члены будут влиять друг на друга, показывая пример и помогая.
33. Типы организационных культур: характеристика, сравнение, роль в системе управления.
Культура представляет собой «социальный клей» и создает «совместное чувствование», противодействуя таким образом процессам дифференциации, которые являются неизбежной частью организационной жизни. Организационная культура предлагает общую для сотрудников систему понятий, которая является основой коммуникации и взаимопонимания. Если эти функции выполняются неудовлетворительно, культура может серьезно снизить значение организации.
Харрисон
Харрисон (Harrison, 1972) классифицировал то, что он называл «идеологиями организаций». Это:
• ориентированные на власть — конкурентные, реагирующие скорее на личные качества, чем на опыт;
• ориентированные на человека — согласованные, отвергающие контроль руководства;
• ориентированные на задачу — делающие акцент на компетентности, динамичные;
• ориентированные на роли — делающие акцент на приверженности букве закона, законности и бюрократии.
Хэнди
Основой типологии, предложенной Хэнди (Handy, 1981), была классификация Харрисона, хотя Хэнди предпочитал слову «идеология» слово «культура», поскольку оно лучше передает ощущение распространяющегося способа жить или набора норм. Вот его четыре типа культуры:
• Культура власти — это культура с властным центром, откуда осуществляется контроль. Здесь мало правил или процедур, а атмосфера конкурентная, ориентированная на власть, и политическая.
• Ролевая культура — это культура, при которой работой управляют процедуры и правила, а должностная инструкция или роль более важна, чем человек, ее исполняющий. Власть связывается с должностями, а не с людьми.
• Культура задачи — эта культура, ставящая целью собрать нужных людей и дать им возможность справиться с задачей. Влияние, в основном, базируется более на опыте и знаниях, чем на занимаемой должности или личной власти. Такая культура адаптивна и для нее важна работа в командах.
• Культура личности — это культура, в которой центральным пунктом является личность. Организации существуют только для того, чтобы служить и помогать своим работникам.
Шейн
Шейн (Schein, 1985) выделял следующие четыре типа культуры:
• Культура власти — это культура, при которой власть сосредоточена в руках нескольких людей и основана на их способностях, такая культура, как правило, имеет тенденцию к предпринимательству.
• Ролевая культура — это культура, при которой власть уравновешена между лидером и бюрократической структурой. Окружающая среда, как правило, стабильна, и роли и правила строго определены.
• Культура достижений — это культура, при которой делается акцент на мотивации и приверженности, и высоко ценятся действие, энтузиазм и порыв.
• Поддерживающая культура — это культура, при которой люди вносят свой вклад в общее дело из чувства приверженности и солидарности. Для взаимоотношений характерны доверие и взаимность.
Уильяме, Добсон и Уолтер
Уильяме и др. (Williams et al, 1989) дали новые определения тем четырем категориям, которые выделили Харрисон и Хэнди. Вот они.
• Ориентация на власть — организации стараются господствовать над средой, и те, кто наделен властью, стремятся поддерживать абсолютный контроль над подчиненными.
• Ролевая ориентация — организации подчеркивают приверженность букве закона, законность и бюрократию. Важны иерархия и статус.
• Ориентация на задачу — организации делают акцент на выполнении задачи. Основой авторитета являются соответствующие знания и компетентность.
|
|
• Ориентация на людей — организация существует, прежде всего, для того, чтобы служить своим членам. Предполагается, что отдельные члены будут влиять друг на друга, показывая пример и помогая.
34. Характеристика методов подбора человеческих ресурсов.
Основными методами отбора являются собеседования, оценочные центры, тесты и графология (редко используется).
Собеседование. (1) Индивидуальное интервью – подразумевает личную беседу, помогает установить тесный контакт и взаимопонимание между специалистом и кандидатом. (2) Групповое интервью – интервью, при котором два и более человека вместе проводят собеседование с одним кандидатом. (3) Отборочный совет – многочисленная группа интервьюеров, вопросы часто задаются наобум.
Оценочные центры. Наблюдают за поведением кандидата в различных ситуациях, ряд тестов и интервью. Помогают ему лучше понять организацию. Включают в себя: ролевые игры, интервью, тесты, одновременно оценивают нескольких кандидатов.