Условие. При котором мир возможен

 

Для человеческого рода, коего жизнь состоит в вечном

 

 

==344

 

истреблении, мир возможен лишь при всеобщем воскрешении. Пока человек не будет воскрешать, он будет убивать. Прочный мир, т.е. вечный, тогда только будет заключен, когда будут возвращены не пленные только, а все убитые живыми. Без исполнения этого условия вражда останется, не будет искоренена. Те, которые не признают возможным вечного мира, на невозможности ли возвращения жизни ос-

новывают свое отрицание вечного мира и мира вообще? Испытываемая постоянно и повсюду вражда предрасполагает к неверию в возможность мира. В этом случае невозможность воскрешения считается признанным, как несомненное, а поэтому отвергается и возможность мира.

Признанием невозможности мира обыкновенно оправдывается война. Отвергающие смертную казнь говорят, какое право имеем лишать жизни, если не можем возвратить ее? В войне лишение жизни взаимное, что предполагает признание жизни собственностью, т.е. трудом приобретенную, или не рожденною, а нами созданною. Признание права на взаимное истребление (войны) предполагает право собственности над жизнью. Но если бы жизнь была нашею собственностью, то жизнь была бы неотъемлема и это исключало бы, конечно, войну. Способов отнятия жизни - бесчисленное множество. Изобретательность человека в этом

случае истинно поразительна. Давать же жизнь мы имеем один только способ, которого сами стыдимся. Неужели же нет другого способа, который мы могли бы поставить себе в заслугу, в великую честь, в величайшую, высшую добродетель?

Вся история как факт есть взаимное, самыми разнообразными способами, истребление. Как же не поставить после этого возвращение жизни проектом для общего, нашего дела, для коего и нужно умиротворение, объединение, союз! Без воскрешения, как высшей цели, невозможно, нет полного умиротворения. И неполного умиротворения не будет, пока не будут удовлетворены необходимые потребности, в

том числе питания. Удовлетворение этой потребности, однако, не избавит нас от войны. Колониальные войны ведутся за пряности: корица, гвоздика, ваниль, кардамон, имбирь (трудно их перечислить), краски: индиго, киноварь; жемчуг южных морей, драгоценные камни... Но и удовлетворение всех всеми предметами роскоши не избавило бы нас от войн! За неимением действительных причин были бы придуманы мнимые. Чем утонченнее будет понимаема честь, тем более будет поводов ко вражде непримиримой. Слово, полуслово, междометие, движение, жест... все это между людьми, не связанными общим делом всей жизни, в

 

 

==345

 

всей жизни, в единстве этого всеобщего дела находящими свое личное благо, - будет лишь вызывать вражду. Пока человек как рожденное существо не станет самосозидающим, пока питание не будет созиданием (зодчим храма тела своего), а рождение не сделается воссозиданием, то есть деторождение не станет отцетворением, пока не

будет между людьми всемирного союза художественного, всемирно нравственного и умственного, пока вся вселенная не будет предметом дела, до тех пор будет вражда.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: