Материальное обеспечение

 

Кистевой и становой динамометры, хронорефлексометр, линейка в 30 см, карандаш, секундомер.

Ход работы

 

1. Испытуемый берет кистевой динамометр в правую руку и отводит от туловища до прямого угла с ним (левая рука опущена вдоль туловища). Сжимает с максимальной силой пальцы правой кисти 3 раза с интервалом в 2 минуты. При этом фиксируется положение стрелки. Вычисляется средняя величина силы мышц правой кисти по данным трех попыток. Далее в той же последовательности испытуемый определяет силу мышц левой кисти. Результаты измерений и вычислений записываются в рабочую тетрадь.

2. Рассчитать скорость движений (м/с) по формуле: V=S/t, где S – длина дистанции, t – время, (использовать данные, отражающие личный рекорд). Предлагаемые дистанции: 100 м, 400 м, 5000 м (бег).

3. Для оценки развития быстроты в игровых видах спорта определить длительность скрытого и моторного компонентов двигательной реакции с помощью рефлексометра. Для этого:

а) установить руку на кнопке переключателя В1 (нижние контакты замкнуты). Контакты В2 (переключателя между секундомерами) также соединены;

б) по звуковому сигналу (щелчку), возникающему при замыкании контактов В3, испытуемый начинает работу – проставляет 30 точек на чистом листе бумаги. При этом экспериментатор должен разомкнуть контакты В3, во избежание включения секундомера вторично при возвращении руки испытуемого в исходное положение.

(Звуковой сигнал запускает секундомер СК-1, который будет в действии до тех пор, пока испытуемый не снимет руки с кнопки переключателя В1).

Освобождение кнопки переключателя В1сопровождается замыканием его верхних контактов, что соответствует моменту включения секундомера СК-2, который работает до тех пор, пока обследуемый, выполнив задание, не примет исходное положение.

Таким образом, на первом секундомере будет зафиксировано время скрытого периода реакции, а на втором – моторного.

4. Если хронорефлексометр отсутствует, то общую скорость реагирования определяют с помощью линейки. Для этого:

а) испытуемому встать прямо, вытянув доминирующую руку вперед, ладонью внутрь, пальцы выпрямить. Экспериментатор держит линейку за верхний конец так, чтобы ее шкала была обращена к ладони испытуемого. Нулевая отметка должна находиться на уровне верхнего края указательного пальца;

б) после команды «внимание» через 3-5 секунд экспериментатор отпускает линейку, а испытуемый должен по возможности быстро ее подхватить;

в) записать наименьшее из трех попыток значение косвенного показателя скорости реакции – расстояние от нуля до отметки на уровне верхнего края указательного пальца (с точностью до миллиметра).

5. Оценить способность дифференцировать пространственные параметры движения как проявление координированности. Для этого:

а) исследователь и испытуемый должны сидеть лицом друг к другу по обе стороны рабочего стола. Тренер удерживает линейку правой рукой посредине стола, шкалой вверх и к себе;

б) испытуемый берет карандаш большим и указательным пальцами тупым концом вверх и кладет его сверху и вдоль линейки так, чтобы срез карандаша выступал за указательный палец не более чем на 10 мм, а безымянный палец касался верхнего угла линейки (рис. 5);

в) исследователь устанавливает ограничитель (зажим) на отметке 25 см и предлагает испытуемому с закрытыми глазами трижды провести руку с карандашом до упора и обратно, запоминая при этом амплитуду движения. Точность возврата руки контролируется безымянным пальцем;

г) снять ограничитель и воспроизвести амплитуду по памяти. Если заданная величина перемещения превышается, то регистрируется ошибка (в м) с плюсом, если не достигается, то с минусом. По результатам трех попыток высчитать средний результат и занести его в тетрадь.

6) Оценить способность дифференцировать временные параметры движения. Для этого:

а) испытуемый кладет правую руку на стол ладонью вниз, а левой рукой включает секундомер;

б) в течение одной минуты, в такт с движением стрелки, он должен постукивать средним пальцем руки по столу, запоминая при этом темп движений. Затем секундомер передается исследователю;

в) после паузы в 10-20 секунд по команде «начали» работа повторяется в течение 30 секунд до команды: «стоп». Количество ударов подсчитывается экспериментатором и сравнивается с заданным. Если работа велась с опережением, ошибки будут с плюсом, с отставанием – с минусом.

7. Провести тестирование гибкости позвоночника. Для этого к табуретке прикрепляется линейка с ползунком, нулевая отметка на линейке совпадает с верхней ее плоскостью. Обследуемый в носках становится на табуретку и, не сгибая колени, наклоняется до предела вперед, подвигая пальцами ползунок по линейке возможно ниже. По положению ползунка относительно нулевой отметки определяется амплитуда сгибания. Если ползунок не достиг нулевой точки, гибкость позвоночника оценивается минус-очками, если он опускается, ниже нулевой отметки – плюс-очками. Аналогично оценивается подвижность позвоночника вправо и влево.

8. Используя данные других испытуемых, в конце занятия оценить степень развития собственных двигательных качеств на основе зарегистрированных показателей.

Контрольные вопросы

 

  1. Что называют двигательными способностями?
  2. Какие двигательные способности вам известны?
  3. Как можно исследовать развитие силы?
  4. Физиологические показатели быстроты и методы их оценки.
  5. Чем характеризуется выносливость и ее виды?
  6. Физиологическое содержание координированности и методы ее оценки.
  7. Как взаимосвязаны два понятия «двигательные качества» и «двигательные способности»?

 


ЗАНЯТИЕ № 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: