Работа 7. Доминанта возбуждения

 

1. Опыт проводится весной в период спаривания. Лягушке-самцу вложите между передними лапками резиновый баллончик, смоченный водой: животное прижимает его к себе.

2. В это время нанесите болевое раздражение – ущипните пинцетом заднюю лапку, самец не реагирует, а еще больше сжимает баллончик, т.к. в центральной нервной системе под влиянием половых гормонов возник доминантный очаг. Объясните влияние доминантного очага на другие нервные центры: _______________________________________

РАБОТА 8. Сеченовское торможение.

Возьмите лягушку (в марлевой салфетке) в левую руку, указательнымпальцем наклоните ее голову. За носовыми отверстиями междуглазницами сделайте П -образный разрез кожи по направлению коснованию черепа. Заверните лоскут кожи назад. Таким же образом рассеките кости черепа и удалите их. Чтобы не повредить головной мозг, бранжи ножниц прижимайте к внутренней поверхности черепа.

1. Скальпелем удалите большие полушария и переднюю половину зрительных бугров. Раненое отверстие закройте лоскутом кожи и подвесьте лягушку за нижнюю челюсть на штативе.

2. Через 3-4 минуты определите время рефлекса при погружении лапки в 0,3%-ный раствор серной кислоты, промойте лапку водой.

3. На обнаженную и осушенную поверхность зрительных бугров положите кристаллы поваренной соли и через 1- 2 минуту определите время рефлекса на тот же раздражитель (0,3%-ный раствор серной кислоты).

Запишите результат, сравнивая с пунктом 3:____________________

Объясните сущность сеченовского торможения:____________________

Выводы:_____________________________________________________

Контрольные вопросы.

 

1. Определение рефлекса.

2. Классификация рефлекса.

3. Афферентные и эфферентные пути.

4. Рефлексы спинного мозга.

5. Что такое время рефлекса?

6. Что такое рецептивное поле?

7. Рефлекторная дуга.

9. Понятие об иррадиации возбуждения.

10.Понятие о суммации возбуждения.

11.Доминанта возбуждения.

12. Свойства нервных центров.

13. Сеченовское торможение.

14. Одностороннее проведение возбуждения нервных центров.

15. Последействие в нервных центрах.

16. Утомляемость в нервных центрах.

 

З А Н Я Т И Е № 14

ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА,

РЕФЛЕКСЫ СПИННОГО И ГОЛОВНОГО МОЗГА

 

Ц е л ь з а н я т и я: ознакомиться с торможением рефлексов спинного и головного мозга, функциями разных отделов головного мозга.

Материалы и оборудование: лягушки, препаровальные наборы, вата, марля, салфетки, метроном, штативы, 0,1%; 0,3%; 0,5% и 1%-ный раствор серной кислоты, нитки, раствор Рингера, аквариум (глубокая чашка с водой).

 

РАБОТА 1.Торможение спинномозговых рефлексов.

1. Зафиксируйте спинальную лягушку в штативе.

2. Определите время рефлекса сгибания лапки при погружении задней лапки в 0,5%-ный раствор серной кислоты, смойте кислоту с лапки водой.

3. Одновременно с опусканием задней лапки в 0.5%-ный раствор серной кислоты, вторую лапку сдавите пинцетом. Запишите результат, объясните причину изменения времени рефлекса:__________________

4. Проверьте, восстанавливается ли прежнее время рефлекса после прекращения сдавливания второй лапки.

5. Возьмите лягушку-самца за бока, слегка поглаживайте кожу спины, при этом появляется рефлекс квакания.

6. Сдавите в это же время пинцетом лапку, рефлекс квакания прекратится, а с прекращением сдавливания рефлекс квакания восстанавливается. Объясните причину и сделайте выводы:_________________________

 

РАБОТА 2. Последствия удаления различных частейголовного

Мозга.

1. Ознакомьтесь со строением головного мозга лягушки, зарисуйте.

2. Удалите у лягушки большие полушария: острым скальпелем, не повреждая промежуточный мозг, под углом сделайте разрез по заднему краю больших полушарий. Затем, наблюдая за лягушкой, закройте рану лоскутом кожи.

3. Проверьте на этой лягушке рефлексы:

а) позы (переверните на спину) ___________________________________

б) защитные (ущипните пинцетом лапку)__________________________

в) плавательные (поместите в чашку с водой) ______________________

Выводы: ______________________________________________________

4. Удалите у этой лягушки промежуточный и средний мозг:

на уровне продолговатого мозга экстернируйтепромежуточный

и средний мозг. Проверьте рефлексы:

а) позы (переверните на спину) __________________________________

б) защитные (ущипните пинцетом лапку) _________________________

в) плавательные (поместите в чашку с водой)______________________

Выводы: _______________________________________________________

5. Удалите у этой же лягушки продолговатый мозг, разрушая мозг

препаровальной иглой и проверьте рефлексы:

а) позы (переверните на спину)__________________________________

б) защитные (ущипните пинцетом лапку)_________________________

в) плавательные (поместите в чашку с водой)_____________________

Выводы:______________________________________________________

6. Удалите у свежей лягушки левую или правую половину мозжечка, в виде

полоски, расположенную впереди от продолговатого мозга. Мозжечок

перерезают по вертикальной, а затем по горизонтальной линии для того,

чтобы отделить головной мозг от других частей.

7. Если у лягушки удалить половинку мозжечка, она сидит с наклонённой

головой и искривленным туловищем(исчез рефлекс позы).

Если пинцетом ущипнуть конечность – лягушка прыгает

(сохранились локомотивные рефлексы), но переворачивается

в воздухе (отсутствует координация движений).

Если поместите лягушку в чашку с водой (плавает по кругу)

Выводы: _____________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: