Основания науки: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, философские основания науки

 

ОСНОВАНИЯ НАУКИ – фундаментальные представления, понятия и принципы науки, определяющие стратегию исследования, организующие в целостную систему многообразие конкретных теоретических и эмпирических знаний и обеспечивающие их включение в культуру той или иной исторической эпохи.

Идеалы и нормы исследования. В них выражены представле­ния о целях научной деятельности и способах их достижения. Виды: а) собственно познава­тельные установки, которые регулируют процесс воспроизведения объекта в различных формах научного знания; б) социальные норма­тивы, которые фиксируют роль науки и ее ценность для обществен­ной жизни на определенном этапе исторического развития, управля­ют процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ и учреждений между собой и с обществом в целом и т.п. Эти два аспекта идеалов и норм науки соответствуют двум аспек­там ее функционирования: как познавательной деятельности и как социального института.

Основные формы: 1) объяснение и описание, 2) доказательность и обосно­ванность знания, 3) построение и организация знаний. В совокупно­сти - своеобразная схема метода исследовательской дея­тельности.

На разных этапах исторического развития наука создает разные типы таких схем метода, представленных системой идеалов и норм исследования. Сравнивая их, можно выделить как общие, так и особенные черты в содержании познавательных иде­алов и норм. Общие черты характеризуют специфику научной рациональ­ности, а особенные выражают ее исторические типы и их кон­кретные дисциплинарные разновидности. В содержании любой из форм можно за­фиксировать по меньшей мере три взаимосвязанных уровня.

Первый уровень - признаки, которые отличают на­уку от других форм познания: что научное знание отлично от мне­ния, должно быть обосновано и доказано, что наука не может ограничиваться непосредственными констатациями явлений, а дол­жна раскрыть их сущность.

Второй уровень - исторически изменчивые установки, которые характери­зуют стиль мышления, доминирующий в науке на определенном ис­торическом этапе. В Средневековье различал правильное знание, проверенное наблюдениями и приносящее практический эффект, и истинное знание, через веру. В новое время требование экспериментальной проверки - важнейший критерий истинности знания.

Третий уровень - установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки (математики, физики, биологии, социальных наук и т.п.). Например, в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, но для опытных наук он обязателен.

Специфика исследуемых объектов сказывается на ха­рактере идеалов и норм научного познания, и каждый новый тип си­стемной организации объектов требует их трансформации. В их системе выражен образ познавательной деятельности, представление об обязательных процедурах, которые обеспечивают постижение истины. Этот образ всегда имеет социокультурную размерность. Эти влияния определяют специфику второго уровня, который выступает базисом для формирования нормативных структур, выражающих особенности различных пред­метных областей науки.

Определяя общую схему метода деятельности, идеалы и нормы ре­гулируют построение различных типов теорий, осуществление на­блюдений и формирование эмпирических фактов. Они впечатываются во все эти процессы исследовательской деятельности. Исследователь может не осознавать всех применяемых в поиске нормативных структур, многие из которых ему представля­ются само собой разумеющимися.

В системе таких знаний и способов их построения возникают свое­образные эталонные формы, на которые ориентируется исследова­тель (для Ньютона евклидова геометрия).

Вместе с тем историческая изменчивость идеалов и норм, необхо­димость вырабатывать новые регулятивы исследования порождают потребность в их осмыслении и рациональной экспликации. Резуль­татом такой рефлексии выступают методологические принципы, в системе которых описываются идеалы и нормы исследования.

Научная картина мира (НКМ). Термин «НКМ» - научная аб­стракция. Картина в буквальном смысле - чувственный облик предмета. Мир - это некая реальность, охватывающая все мироздание, однако понятие «мир» не существует вне рамок определенных философских и научных идей и концепций, и с изменением названных концепций изменяется и содержание и методологическая роль понятия «мир». В философском смысле это так и есть, но наука имеет своим содержанинем не весь мир, а лишьотносительное знание о фрагменте познан­ного мира. В действительности картина мира — это не изображение мира, но мир, теоретически осмысленный.

В самом общем приближении мы устанавливаем в понятии «НКМ», во-первых, мировоззренческий философский смысл, во-вторых, научно-теоретическое представление о мире (или об отдельном фрагмент мироздания). Картина мира, однако, не охватывает все богатство научных знаний, это особый тип научно-теоретического знания, служащая средством систематизации научного знания, полученного на определенном этапе исторического развития науки и практики. НКМ соответствует действительности, но не тождественна ей.

3 основных типа НКМ: а) систематизированное знание, полученное в различных отраслях научного знания и синтезированное в некоторую целостность; б) естественно­научная картина мира и общественно-научная картина мира; в) конкретно-научная картина мира (физическая картина мира, кар­тина исследуемой реальности). Картина мира исследуемой реальности по существу совпадает с теоретическим знанием в той или иной обла­сти науки. Но есть и существенные различия между тео­рией и НКМ. Во-первых, в НКМ есть философская нагруженность категорий науки, которые преобразуются в фундаментальные понятия (взаимодействие, причинность и т. д.) Во-вторых, картина мира не включает процесс получения знания и его аргументации. Картину мира образуют фундаментальные понятия и фундаментальные принципы науки.К числу таких относят принципы глобального эволюционизма, понятия пространства и времени и другие.

Важная проблема - определение места парадигмы. Парадигма дает модель постанов­ки и решения научных проблем и составляет неотъемлемую часть НКМ. Смена парадигм - изменение НКМ.

Определение понятия НКМ предполагает осу­ществление демаркации между философией и НКМ и между наукой и НКМ. НКМ опирается на определенные философские принципы, но не сводится к ним, поскольку является прямым следствием уровня развития науч­ного знания, которое систематизируется как внутри самой науки, так и получает философское осмысление и систематизацию. Это обязывает обратиться к рассмотрению философских оснований науки.

Философские основания науки. Кун: нельзя начать исследование без ответа на некоторые философские вопросы. Подобный взгляд разделяют многие ученые и философы, например, К. Поппер трактовал философию (метафизику) как перво­начальный набросок теории, Кун включал совокупность философских и методологических предписаний в структуру парадигмы.

Тесная связь между понятийным аппаратом теории и философскими категориями. Философское осмысление опыта науки придает основани­ям науки концептуально осмысленную форму. А революции в науке сопровождаются изменением философских мировоззренческих установок. Влияние философии на выработку гипотез, направленных на решение про­блемных ситуаций в кризисные периоды ее существования.

Философские основания науки составляют общие мировоззренческие установки, эвристические и регулятивные принципы, формирующиеся в рамках методологии научного познания, а также научную картину мира и стиль мышления, составляющие социокультурную основу мировоззрения.

В качестве оснований науки служат также социокультурно обусловленные идеалы и нормы исследования. К их числу относятся идеологические установки и общенаучные методологиче­ские принципы. Наука и идеология несовместимы, поскольку наука ставит своей целью исследовать то, что реально существует в природе и обществе, идеология выражает взгляд определенной социально и группы на то, каким это нечто должно быть и какие методы познания предпочтительнее. Идеология - сфера ценностей, односторонне принимаемых некоторой группой и выражающих ее интересы. Если в обществознании идеология может в известных случаях играть позитивную роль, то в естественных науках влияние идеологии может получать одиозные формы. Недопустимо, испытывая затруднения в философ­ской интерпретации новых открытий в науке, объявлять их лженау­кой. Наукаруководствуется имманентно присущими ей идеалами объективности, доказательности, истинности.

Общенаучные методологические принципы тесно взаимодействуют с философскими, и не всегда их можно четко определить, являются ли они собственно общенаучными методологическими принципами или это философские методологические принципы, т.к. мно­гие категории науки получили свой философско-мировоззренческий статус, войдя в состав философских категорий (понятия система, элемент, хаос, порядок, и т. д.). К числу общих методологических принципов, являющихся основанием науки, принадлежат принцип соответствия, принцип до­полнительности, наблюдаемости, инвариантности.

Принцип соответствия предполагает сохранение старой теории и условиях появления новой, более общей теории. Прежняя теория сохраняет свое значение для прежней предметной области, как част­ный случай новых теорий. Принцип дополнительности означает: по­лучение информации об одних физических величинах микрообъекта неизбежно влечет потерю информации о некоторых других величинах, дополнительных к первым. Этот принцип применяется и в ряде других наук (социологии, культурологии), но не признается универ­сальным. Согласно принципу наблюдаемости теория должна иметь эмпирическое обоснование. (Этот принцип также не универсален.) Принцип инвариантности означает, что данные научного эксперимен­та повторяются в любое время и при любых условиях.

 

Идеалы науки — это ценностные ориентации научного мышления ученых, которые занимаются наукой. Ценности есть общезначимые образцы, нормы, которые предъявляются к научному исследованию.

Идеалы и нормы науки носят исторически развивающийся характер. Например, идеалом классической науки Х\/11-ХIХ вв. в понимании причинности была динамическая трактовка причинности: все предопределено — прошлое, настоящее, будущее.

В переломные периоды развития науки вставала за­дача переосмысления тех трансформаций идеалов и ценностей науч­ного познания, которые считались незыблемыми. Например, в конце XIX начале XX веков происходит смена идеалов классической науки и возникают принципиально новые представления о нормах и цен­ностях научного познания. Идеалы классической науки базирова­лись на критическом отношении к традиции, сложившейся в эпоху Средневековья и античности. Размежевание с теологией предполага­ло утверждение индуктивного метода и создание опытной науки. А это в свою очередь опиралось на критику дедуктивной логики, на которой основывалась средневековая схоластика. Идеалом науки были обо­снованность ("вспомним закон достаточного основания Г. Лейбница,) и объективность знания (Декартово сомнение, «идолы» Бэкона). Обо­снованность научного знания понималась как требование абсолютно достоверного, абсолютно истинного знания. Критическому пересмо­тру подлежало все знание, кроме самоочевидного и неопровержимого (Декарт). Кант подвергает критике «чистый разум», который претен­дует на установление истины за пределами опыта; Юм и Беркли под­вергают критике непоследовательность Локка в трактовке первичных и вторичных качеств, а Юм сомневается в характере источника наших восприятий; впоследствии Гегель и Энгельс каждый с позиций своих мировоззренческих установок критикуют Канта; К. Поппер в качестве идеала науки выдвигает принцип фальсификации в качестве крите­рия научности: то, что невозможно опровергнуть, не является наукой и т. д. Критицизм остается нормой научного исследования и философ­ской рефлексии. Однако менялся облик науки, менялись и идеалы, традиционно остававшиеся одной из проблем философии науки.

Философские основания науки

На протяжении истории науки философия играла значительную роль в ее развитии. Следует вспомнить, что философия является праматерью всех наук.две с половиной тысячи лет назад возникла единая система знаний — философия, которая включала в себя и научную проблематику. Первые философы были одновременно и учёными.

Философские основания включают в себя четыре вида оснований:

1. Онтологические основания. Именно философия говорит о бесконечности мира, о том, что нет беспричинных явлений и тд.

2. Гносеологические основания. Философия, а вернее значительная часть ее представителей, говорит о возможности объективной истины, то есть такого содержания знания, которое независимо от человека.

3. Методологические основания. В науке используются такие философские методы, как диалектический метод, системный метод, структурно-функциональный метод, в гуманитарных науках метод герменевтики — искусство, умение трактовать, правильно понимать текст.

4. Аксиологические основания. Естественные науки в целом безразличны к ценностям, задача ученых заключается в том, чтобы познать и объяснить окружающий мир. В то же время любой ученый является человеком, он не свободен от ценностей — от понимания добра и зла, справедливости и несправедливости. Эти ценности изучает и привносит в науку философия, прежде всего отрасль философии

— этика.

Примером влияния философских оснований на развитие науки является история с атомистическим учением демокрита. демокрит выдвинул идею о том, что мир состоит из атомов, которые движутся в пустоте. Атомы различаются между собой по форме, по местоположению в пространстве. Ученик демокрита Эпикур заявил, что атомы различаются также по весу.демокрит допускает пустоту для того, чтобы показать вечность движения и изменений в мире. Эта идея демокрита оказалась исключительно плодотворной для развития науки, особенно для науки эпохи Возрождения и Нового времени, в том числе для таких русских ученых, как М. Ломоносов и д. Менделеев.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: