double arrow

Выход за собственные пределы


Желание чем-то выделиться, в особенности среди сверстников, очень свойственно молодёжи. Но чаще это просто выпендрёж – то есть бахвальство или иной волевой акт доказать свое доминирование.

Это и есть выход за собственные пределы, предпринимаемые активной молодой личностью школьника и студента.

Но здесь таятся многие опасности, в которых может «увязнуть» молодая душа. Активность и интенсивность образовательной траектории может повернуть в ложном направлении.

Даже в позитивно сориентированном векторе направленности образовательной траектории есть много вероятности забуксовать на схоластическом знании, когда обучающаяся личность имеет все положительные качества, но использует их с избытком только в одном направлении – например в заучивание заданного учебного материала. Есть и такие школьники и студенты, круглые отличники, которые почти наизусть запоминают заданный преподавателем учебный материал. Этот процесс называется зубрежкой. Без деятельности любое знание мертво, поэтому из таких зубрежек в лучшем случае вырастают старательные, но безынициативные специалисты, а в худшем – ярые софисты.




Выход за пределы собственного «Я» очень затруднен в России и имеющимися философским воззрениями. Здесь не идет речь о грубом материализме или же слащавом идеализме. Беда – русский космизм.

Концептуально в России давно возникло серьезное противоречие в дальнейшем развитии менталитета у подрастающих поколений. Этот конфликт между русским космизмом, который не обращает внимания на практические вопросы накопления частной собственности, в том числе хотя бы у молодежи в сфере интеллектуальной собственности, и американским практицизмом на мировом уровне капитализации, реализующий даже научно-технические идеи как товар типа «ноу-хау».

Мы хотим в микрокосмосе души иметь весь макрокосмос, но при этом даже не вводим в хозяйственный оборот и коммерциализацию научно-технические идеи как наиболее ходовой товар и быстро оборачиваемый капитал. Поэтому так и останемся мечтателями о всемирной революции для бедных, но при этом превращая благие коммунистические идеи в реальное и жестокое мракобесие бытия.

Это и есть противоречие между дедуктивным российским космизмом, в виде мечтательных и бесплодных мировых идей, и рационализмом поведения конкретного активного и изобретательного человека. В итоге власть и бизнес никогда сами не увлекались русским космизмом – это всегда было одним из средств формирования «винтиков». Причем нужен индуктивный выход за пределы мечтаний по всей цепи преобразований бытия - от замыслов до воплощения конкретных и индуктивно созданных научно-технических решений, адаптированных конкретной личностью изобретателя в существующее реальное бытие современной техники и технологии.



Сопоставление личности и коллектива дано в статье [128].

Одним из важнейших отличительных признаков философии личности является способность к «трансцендированию», то есть выходу за собственные пределы. Этим пределом в изобретательстве, как мы уже показали, является психологический барьер накопленных знаний и сильное затруднение в поиске принципиально новых научных идей и технических решений.

В обществе личностные качества людей выявляются неравномерно. В различные эпохи соотношение между непосредственно личностным и посредственным коллективного бытия людей заметно отличалось [128].

Доказано, что фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности. Поэтому накопление общечеловеческих знаний, чужих умений и навыков в собственной памяти не дает творческую личность, а только всезнайку.

Осознав себя личностью, определив свое место в обществе и жизненный путь, молодой человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу. В дальнейшем личность расширяет пространство своего обитания, увеличивает репродуктивность во всём, доминирует над остальными личностями в коллективе и обществе.

 







Сейчас читают про: