Личное знание – это, как правило, некий объем знаний, который с появлением письменности стал формироваться не только в памяти человека, но и в виде организованных записей. Ныне известны многие виды носителей информации, из которых наиболее распространены библиотеки с книгами и/или лазерными дисками, а также специальным образом структурированные для оперативного доступа и пользования информацией – банки знаний и данных. Самым крупным банком знаний и данных является Интернет.
Человеку непосредственно нужны ныне не сами знания об объекте и предмете исследования и технического творчества, а знания, умения и навыки поиска сведений и отбора из них нужных данных.
Культура самостоятельной учебной работы. Из различных публикаций были выделены ключевые мысли, идеи и результаты исследований по самостоятельности студентов в учебной работе. Хотя такие исследования далеки от самостоятельности в изобретательстве и науке, но из них можно выудить неплохие рекомендации по анализу и систематизации известных аналогов и прототипов.
Учебная работа чаще всего сводится к запоминанию фактов и способности к ретрансляции известных преподавателю знаний. Двойная ретрансляция сводит чаще всего знания, умения и навыки к действиям по типу «испорченного телефона». И это далеко уводит студента от процесса добычи новых знаний, ничего не дает в научно-технических решениях для накопления интеллектуальной собственности.
Вот, например, известный парадоксальный вывод: все виды аудиторных учебных занятий, и даже лекции, требуют от студента предварительной самостоятельной учебной работы.
Но, как правило, никто из студентов не готовится, так как никто из преподавателей, как это было раньше в школе, на лекциях ничего и не спрашивает. А на практические занятия готовятся по очереди. Поэтому о самостоятельности студента, даже в учебном творчестве, речи не идет.