double arrow

Творчество в познавательной деятельности


В учебном пособии [100] мы нашли методику проведения специального семинара по типу круглого стола, которая очень похожа на организацию работы малой группы до девяти человек из разнородных специалистов по методу мозгового штурма, синектики или метода коллективного блокнота. Недостаточно реальна только постановка задачи поиска технических решений.

Сама форма организации семинара ставит студентов в пассивную позицию, их речевая активность сводится к минимуму. Отсутствует возможность формировать навыки профессионального общения и взаимодействия, которые требуются профессиональным сообществом. Таким образом, групповая форма общения на занятии не является адекватной моделью отношений людей в коллективе, на производстве и сегодня не удовлетворяет требованиям подготовки специалистов.

В круглом столе семинар получает ролевую "инструментовку". Можно ввести роли ведущего, оппонента, рецензента, логика, психолога, эксперта и т.д. в зависимости от обсуждаемой темы и материала.

Ведущий семинар-дискуссию получает полномочия преподавателя по руководству дискуссией, следит за аргументированностью и корректностью высказываний, регламентом и т.д.




Оппонент или рецензент воспроизводит процедуру оппонирования, т.е. пересказывает позицию докладчика, находит ее уязвимые, спорные места или ошибки, предлагает соответствующий вариант решения.

Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждении докладчика и оппонентов, уточняет понятия, анализирует ход доказательств, правомерность выдвижения гипотезы и т.д.

Психолог обсуждает продуктивность взаимодействия, корректность обсуждения, не допускает неделикатного поведения и следит за правилами диалога.

Эксперт оценивает продуктивность дискуссии, дает характеристику общения ее участников, высказывает мнение о личном вкладе того или иного участника в дискуссию и т.д.

Функции психолога и эксперта пересекаются. Особая роль в таком семинаре принадлежит преподавателю. Преподаватель должен:

1) определить круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению;

2) подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих;

3) распределять формы участия и функции студентов в коллективной работе;

4) готовить студентов к выбранному ролевому участию;

5) руководить работой семинара;

6) подводить общий итог дискуссии.

Существует особая форма семинарских занятий - семинар-исследование, который чаще всего применяется при чтении спецкурса.

Таким образом, активные методы обучения студентов материалу по учебным дисциплинам вполне адекватны на начальных стадиях адаптации студентов, к технологии научно-технического творчества. Только ведущим семинар является наставник-изобретатель. Наиболее лучшим является применение для поиска решений по одной теме двух сеансов по методу коллективного блокнота. После разбора научно-технических противоречий, высказывания и записи нетривиальных идей за первым круглом столом, участники сами до занятий готовят в блокнотах записи для обсуждения на втором сеансе.



Соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. А в России пока 1 : 1.

Из соотношения 1 : 3,5 видно, что при 54 часах в неделю на аудиторные занятия должно быть выделено всего 12 часов. Но мы полагаем, что всё отдавать остальные 54 – 12 = 42 часа в неделю на откуп студентам нецелесообразно по многим причинам. Из них значимым является дезориентация российской системы обучения на конечный результат инновационной и конкурентоспособной отечественной экономики. Да и целевые установки студентов и их родителей являются пока ложно идентифицированными на диплом, а не на знания. В такой ситуации 18 часов нужно выделить на лабораторные занятия НИРС по подгруппам и бригадам студентов для ведения научно-изобретательской деятельности под руководством научных руководителей в соотношении 1 : 1,5 : 2.







Сейчас читают про: