Организация самостоятельной учебной работы

По курсу «Педагогика» имеются неплохие рекомендации [82]. Но, сожалению, здесь под научно-техническим творчеством понимают поиск новой совокупности действий по освоению учебного материала, то есть действия нематериального объекта над другим нематериальным объектом. Такие действия не попадают под изобретения типа «способ».

Однако педагогика вполне смогла бы помочь будущим учителям в изобретательстве технических средств обучения в виде тренажеров, макетов и моделей и многого другого. Она же помогла бы другим учебным дисциплинам (биологии, географии, экологии, краеведению и пр.) определиться с рационализаторством и изобретательством школьников на пришкольных опытных участках.

Эффективным средством приобщения к творческой деятельности является самостоятельная работа во всех ее видах и проявлениях, так как известно: самостоятельность является одним из основных качеств творческой личности.

В организации самостоятельной работы студентов в публикации [82] придерживаются следующего ее определения «творческая самостоятельность как качество деятельности личности проявляется в стремлении к применению новых приемов в решении поставленной учебной задачи, поиске путей преодоления затруднений, потребности вносить элементы новизны в способы выполнения задании».

Здесь все свойства процесса изобретательства имеются. Не хватает только слов об аналогах и прототипах из известных знаний в той или иной учебной дисциплине. Новые приемы называются в поиске технических решений эвристическими приемами. Вместо учебной задачи лучше всего поставить реальную, пусть даже очень маленькую по результатам, задачу. А затруднения (слишком большой объем понятия у термина) лучше назвать научно-техническими противоречиями. Элементы новизны нужно будет повысить от уровня «новое для себя» до уровня новизны для школы или вуза, и тем самым получить вознаграждение за предложение кружку качества, как в Японии, или же за рационализаторское предложение для учебного и научного хозяйства.

Отдельные рационализации могут быть и патентоспособными в условиях нашей страны. А затем, может статься, и в других странах.

Известны четыре уровня самостоятельной деятельности: репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский, репродуктивно-творческий, творческий. Порой мы сводим самостоятельную работу студентов к репродуктивной деятельности и уделяем мало времени самостоятельной работе творческого характера.

Известный психиатр и невропатолога В.М. Бехтерев указывал, что первоначальная творческая деятельность даже у лиц гениальных в значительной мере является подражательной, что творчество требует для своего осуществления не только природной одаренности, но и большего упражнения путем воспитания и подготовительной умственной работы, создающей известные навыки. Здесь важно понимание оптимального сочетания работ репродуктивного и творческого характера.

Показателями творческой самостоятельности считаются новизна, оригинальность (отход от шаблона), неожиданность, целесообразность, ценность, перенос знаний в новую ситуацию.

Но в процессе обучения должен быть наставник, имеющий функциональный каркас из множества научно-технических идей и информацию в виде фактов о материальной ткани, покрывающей этот функциональный каркас. А для этого нужно соответствующее обеспечение и оснащение преподавателя-изобретателя. На одной бумаге с ручкой ничего не получится, кроме скатывания в ретрансляцию.

В значительной степени недостаток умений творческой самостоятельной деятельности студентов объясняется отсутствием индивидуального подхода к самостоятельности вообще. Кроме того, за последние годы сузились и сами формы самостоятельной работы, снизился уровень их творческого характера. Возникает задача - выявить эффективные формы самостоятельной творческой работы.

Афоризмы, синонимы, сравнения, сопоставления и прочее относятся к так называемым ассоциативным методам научно-технического творчества. Например, метод гирлянд ассоциаций предусматривает работу над двумя списками – объектов одного типа (например, список мебели) и их свойств в виде прилагательных слов (например, качественные и количественные признаки без привязки к мебели). Можно одной бригаде составить вначале список объектов, а другой - список свойств вне зависимости от объектов. Затем в произвольном сочетании рассматриваются пары типа «стол пушистый», «стул горячий» и др. В ходе анализа двух слов могут возникнуть неожиданные ассоциации, идеи в виде комбинаций мыслей от нескольких школьников или студентов, приводящие к изобретениям. Но для этого нужен быстрый доступ к банкам изобретений и шустрой выборке из них аналогов и прототипов. А такая работа очень трудоемкая. Поэтому экономить время у обучающихся можно на основе поиска научных идей и соответствующих технических решений на заранее подготовленном годами функциональном каркасе. Этот каркас находится в записях, опубликованных работах и изготовленных изделиях, изобретениях, идеях и замыслах преподавателя-изобретателя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: