Рационализация научной деятельности

Деятельная система НИРС. Из литературы [94, 25] были выделены отличительные признаки обновленческого обучения в понимании того, что амбициозной новизной на мировом уровне обладают именно российские патенты на изобретения. Такова российская система патентов.

Таким образом, ориентация на мировой уровень новизны в России имеется. Этот фактор позволит провести коренную рационализацию как в способах и средствах процесса образовательной деятельности одновременно студента и преподавателя, так и в способах и средствах будущей профессиональной деятельности их обоих. Окно в мир профессии, через обучение на производстве, нужно открывать не только на производство и потребление. Обязательно нужно заходить в мир профессионалов мирового уровня через новшества. Поэтому, находясь еще в университете нужно закрепляться нововведениями на уровнях «ноу-хау», рационализаторских предложений, патентов на товарные знаки и изобретения мировой новизны, подавая заявки в России и за рубеж.

Система НИРС рассмотрена в публикации [94] Оренбургского государственного университета. Она характерна и для других вузов страны.

В настоящее время важнейшим требованием к науке, научным исследованиям является получение научных результатов и новых знаний, ориентированных на их практическое применение и соответствие приоритетам различных отраслей экономики. Такие же условия должны предъявляться и к студенческой науке, – этим мы не только ориентируем молодое поколение на решение самых актуальных задач, но и обеспечиваем будущее нашей науки, основу которой составляют ученые – доктора и кандидаты наук.

Здесь уровень новизны повышен от учебно-познавательного процесса для студентов до новизны знаний для отраслей экономики. Но такое повышение уровня знаний, умений и навыков, когда отрасли экономики России сами находятся в стагнации и никак не могут конкурировать с зарубежными технологиями, недостаточное.

В итоге получается парадокс: вузы не знают - кого и на каком уровне интеллекта выпускников готовить, а работодатели не знают - какие специалисты им нужны, а союз промышленников - даже не задумывается о подготовке рабочих кадров и переподготовке бакалавров в нужных себе специалистов высшего образования. В Европе, например в Швеции, на обучение после общего высшего образования непосредственно на производстве уходит до трех лет.

Еще отметим, что университеты не должны и не обязаны готовить, как это было в СССР, узких специалистов для конкретных производств.

Этим должны заняться сами работодатели будущих бакалавров техники и технологии через союз предпринимателей и промышленников. Вузы не должны наступать на одни и те же грабли, когда обновление производства всегда была выше в разы обновления лабораторной базы.

Но, как известно, студенты выполняют в основном черновую техническую работу как в вузе при работе по хоздоговорным темам, так и на производстве при прохождении производственных практик. Студенты мало привлекаются непосредственно в научно-техническое творчество. Отчасти это происходит из-за того, что и сами преподаватели вынуждены кормиться за счет договоров по «латанию дыр» на производстве. Пока не будут комплексные и долгосрочные темы НИР с обязательным участием студентов по обновлению производства доведением до уровня мировой новизны и конкурентоспособности, всё будет как всегда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: