СССР во второй половине 40-х – начале 80-х ГГ. XX века

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Ярославская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

ГБОУ ВО ЯГМА Минздрава России

Кафедра истории и философии

М.С. Чудакова,Д.Н. Христенко

СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 40-х –

НАЧАЛЕ 80-хгг. ХХ века

Учебное пособие к семинарским занятиям

По дисциплине «История»

Для студентов лечебного факультета

Ярославль

 

УДК 94

ББК 63

 

Автор-составитель:

Чудакова М.С. – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии Ярославского государственного медицинского университета (ЯГМУ)

Христенко Д.Н. - кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и философии Ярославского государственного медицинского университета (ЯГМУ)

 

Рецензент:

Канинская Г.Н. - доктор исторических наук, профессор, завед. кафедры всеобщей истории Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова

 

Чудакова М.С., ХристенкоД.Н.: Учебное пособие к семинарским занятиям по Истории для студентов лечебного факультета. - Ярославль, ЯГМУ, 2017.

 

Учебное пособие включает в себя текстовой материал к занятию, перечень ключевых слов, вопросы для самопроверки и основную литературу для освоения темы. В настоящем пособии подробно отражены главные события политической и экономической жизни нашей страны во второй половине XX века. Показаны причины и обстоятельства трансформации советского общества после смерти И.В. Сталина, проанализированы противоречия социально-экономической политики нового руководства СССР, сделаны выводы об успехах и неудачах проводившихся реформ. Большое внимание уделено изменению внешней политики СССР, новому месту нашей страны на мировой арене. Учебное пособие предназначено для студентов лечебного факультета ЯГМУ, изучающих Историю в качестве базовой дисциплины гуманитарного блока наук.

 

 

Утверждено в печать учебно-методическим управлением ЯГМУ от ___ 2017 г.

 

 

© Ярославский государственный медицинский университет, 2017

© Чудакова М.С., Христенко Д.Н., 2017


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Дисциплина «История» входит в базовую (обязательную) часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Методические рекомендации для студентов по дисциплине «История» подготовлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и призваны помочь в подготовке многосторонне развитых специалистов, знающих и уважающих свое историческое прошлое и наследие, являющихся сознательными гражданами и искренними патриотами родной страны.

 

В результате освоения темы «СССР во второй половине 40-х – начале 80-х гг. ХХ века» формируются следующие компетенции:

• способность и готовность получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);

• способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

• способность и готовность к анализу политических событий, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию, к оценке политики государства; знать историческую терминологию (ОК-3);

• способность и готовность анализировать экономические проблемы и общественные процессы (ОК-4);

• способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5).

 

Данные компетенции формируют у студентов необходимые высокообразованному специалисту знания и умения:

• знание истории политических институтов общества, развития общественно-политической мысли, взаимоотношения власти и общества;

• знание особенностей экономического, социального, политического развития страны;

• знание программ, механизмов, приемов преобразования страны на разных этапах ее развития;

• знание истории международных отношений и внешней политики России;

• умение анализировать важнейшие события и явления мировой и отечественной истории на основе научной методологии;

• овладение основами исторического мышления и умения ведения дискуссии по важнейшим политическим, социально-экономическим и культурным вопросам;

• владение навыками работы с историческими источниками и научной литературой.

 

Весь курс «История» разбивается на два условных модуля, включающих в себя разнообразные формы обучения и контроля: Модуль 1 – «История России в IX – начале XX вв.»; Модуль 2 – «Россия в советский и постсоветский период».

Тема «СССР во второй половине 40-х – начале 80-х гг.ХХ века» входит в модуль № 2.

Семинары проводятся в форме дискуссий, дебатов, мини-конференций, обсуждения представленных презентаций. По завершении конкретного модуля предполагается проведение тестового контроля, дающего возможность проверить уровень усвоения студентами проблемно-теоретического и фактического материала, охваченного данным модулем. Одновременно оценивается степень участия студентов в различных устных формах практических занятий.

За каждый модуль студент набирает определенное количество баллов, которые суммируются в конце семестра и являются своеобразным зачетным рубежом, допуском к зачету, который является итоговой формой контроля по дисциплине «История».


СССР ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 40-х – НАЧАЛЕ 80-х гг. ХХ века

Цели и задачи

Выявить причины трансформации советского общества после смерти И.В. Сталина. Проанализировать главные тенденции в политическом и экономическом развитии Советского Союза в период руководства государством Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева. Рассмотреть внешнюю политику страны, ее эволюцию от состояния жесткого противостояния двух идеологических систем: коммунизма и капитализма до эпохи разрядки и мирного существования, и нового ухудшения отношений с началом Афганской войны.

Основные понятия

Административно-командная система, гонка вооружений, диссидент, застой, интеграция, космополитизм, культ личности, милитаризация, мирное сосуществование, научно-техническая революция, номенклатура, правовое государство, разрядка, реконверсия, холодная война, целина

План

  1. СССР в послевоенное десятилетие
  2. Курс на демократизацию политической жизни. Противоречия социально-экономического развития в середине 50-х – I половине 60-х гг. (эпоха Н.С. Хрущева)
  3. Нарастание кризисных явлений в экономической и социально-политической сфере во второй половине 60-х – начале 80-х гг. (эпоха Л.И. Брежнева)
  4. Диссидентское движение.
  5. Внешнеполитический курс СССР: противоречия, просчеты и достижения.

Приложение 1. Противоречия политики «разрядки»

Приложение 2.Афганская война

 

1 вопрос. СССР в послевоенное десятилетие

Победа в войне вывела СССР в ряд ведущих держав послевоенного мира. Престиж и значение Советского Союза на международной арене неизмеримо возросли. Наша страна стала постоянным членом Совета Безопасности ООН, значительно расширилось ее влияние в мире. Так, если в 1941г. дипломатические отношения с СССР поддерживали 26 стран, то в 1945 г. – более 52 государств. Однако во внутренней политике страны не произошло заметных изменений. Основной задачей в послевоенные годы являлось скорейшее восстановление разрушенного народного хозяйства, перевод экономики на мирные рельсы.

 

Потери СССР в Великой Отечественной Войне составили:
  • 27 миллионов человек 1710 городов
  • 70 000 сел и деревень
  • 31 850 заводов и фабрик
  • 1135 шахт
  • 65 000 км. железнодорожных путей
  • 16 000 паровозов
  • 428 000 железнодорожных вагонов
  • 36,8 миллионов га посевных площадей
  • 30 % национального богатства

 

Прямой ущерб, нанесенный гитлеровцами, составлял 679 млрд. рублей, что примерно равно суммарным капиталовложениям СССР за первые четыре пятилетки. Если учесть расходы нашей страны на перестройку промышленности на военный лад, ведение войны и потери доходов от районов, захваченных фашистами, то ущерб составлял 2 трлн. 596 млрд. рублей. Для сравнения: все доходы госбюджета в 1940 г. равнялись 180 млрд. рублей. Исключительную остроту представляла проблема кадров. Хотя уже в 1945 г. в СССР вернулись около несколько млн. человек, насильно угнанных в Германию, а также сотни тысяч советских военнопленных, по сравнению с довоенным периодом общая численность рабочих и служащих в народном хозяйстве сократилась на 5 млн. человек. Значительную долю рабочей силы составляли женщины, старики и подростки. Численность инженерно-технических работников (ИТР) в 1945г. была на 126 тысяч меньше, чем в 1940 г. В городах сохранялась карточная система распределения продуктов и многих предметов народного потребления (ежемесячно выдавалось 2 кг мяса и рыбы, 400 г жиров 1,5 кг крупы и макарон).

Пятилетний план восстановления и развития экономики СССР на четвертую пятилетку (1946-1950 гг.) предусматривал повышение производительности труда. Одновременно предусматривалось снижение цен на все товары, рост заработной платы, большое жилищное и культурное строительство, расширение системы образования и здравоохранения. В значительной степени этих целей удалось достичь.В годы четвертой пятилетки было восстановлено и построено вновь около 6200 крупных промышленных предприятий, в целом по стране довоенный уровень промышленногопроизводства был достигнут в 1948 г., а в 1950 г. превзойден на 73%. Успешное выполнение поставленных задач было обусловлено единым государственным планом, индустрией восточных районов СССР, которая после реконверсии становилась мощной базой скорейшего восстановления пострадавших от войны западных районов, а также дополнительными средствами, поступающими от госзаймов, низкой зарплаты, высоких цен на продовольствие и товары первой необходимости.В тоже время очень сложное положение сохранялось в сельском хозяйстве. Сильная засуха лета 1946 г., привела к страшном голоду от которого погибло более 1 млн. человек (особенно пострадали Молдавия, Нижнее Поволжье и Украина). Уровень материального обеспечения и условия труда жизни колхозников оставались неудовлетворительными. Крестьянство было обложено огромными налогами, а плановые государственные закупки производились по ценам значительно ниже себестоимости.

В декабре 1947 г. была отменена карточная система на продовольственные и промышленные товары, однако достигнуто это было за счет проводившейся одновременно «конфискационной» денежной реформы. Согласно ей наличные деньги обменивались 1 новый рубль за 10 старых, по облигациям госсзаймов, как и по крупным вкладам (более 10 тысяч рублей), курс обмена составлял 1:3, по мелким вкладам 2:3. При этом цены в магазинах остались практически на прежнем уровне. Официальная пропаганда утверждала, что это реформа проводится с целью изъятия денег у спекулянтов, нажившихся в годы войны на страданиях людей, но в действительности в наибольшей степени пострадали сельские жители, многие из которых хранили накопления не в сберкассах, а в виде наличности у себя дома.

Восстановление экономики и переход к мирному строительству потребовал реорганизации органов государственного управления. В сентябре 1945 г. был упразднен чрезвычайный орган партийного и государственного руководства – Государственный Комитет Обороны. Его функции были вновь распределены между Советом Народных Комиссаров, ЦК ВКП(б) и Верховным Советом СССР. Однако процесс трансформации сверхцентрализованной авторитарной административной системы, сложившейся в СССР в предвоенные и, особенно в военные годы, носил формальный характер. По-прежнему вся власть концентрировалась в руках И. В. Сталина, опиравшегося на мощный репрессивный аппарат. Сам «вождь народов», получивший за «военные победы» званиеГенералиссимуса, по сути, сталничем не ограниченным диктатором. Именно впослевоенные годы режим личной власти Сталина достиг своего апогея. «Краткий курс истории ВКП(б)» и «Краткая биография И. В. Сталина», в написании которых он сам принял участие, превратились в набор непреложных истин, которые все граждане страны должны были изучать, не подвергая сомнению. В этих «трудах» Сталину приписывались все заслуги в действительных и мнимых достижениях страны и партии, поставившей целью строительство социализма. Каждое высказывание Сталина превращалось в догму, а малейшее сомнение в его непогрешимости жестоко каралось.

Сталин И.В.

В 1946 г. была развернута кампания по восстановлению несколько ослабленного в годы войны идеологического контроля. Власти подавляли проявление любого интеллектуального творчества, где обнаруживались т.н. «заграничное влияние», «западное упадничество», «мелкобуржуазный индивидуализм». Идеологическое руководство этой кампанией осуществлялось лично Ждановым, отсюда и название – «ждановщина ». Первым признаком изменения в духовном климате общества было решение о создании 1 августа 1946 г. журнала «Партийная жизнь», призванного контролировать развитие интеллектуальной, научной и художественной жизни.

14 августа ЦК партии обрушился с критикой на журналы «Ленинград» и «Звезда» (первый был закрыт, а второй получил выговор) за то, что они стали проводниками «идеологии, чуждой духу партии», особенно за публикации произведений М. Зощенко и А. Ахматовой.Новое постановление от4 сентября подвергло критике т.н. «безыдейные», то есть без идеологических лозунгов, фильмы: «Большая жизнь», «Адмирал Нахимов», «Иван Грозный». Режиссер последнего фильма С. Эйзенштейн был обвинен в том, что создал ложный, бесхарактерный образ царя, фигурировавшего отныне среди великих строителей русского государства наряду с Петром Великим и Сталиным. Несколько месяцев спустя «ждановщина» затронула и музыку. Острой критике подверглись композиторы, «придерживавшиеся формалистического, антинародного направления»: Прокофьев, Шостакович, Хачатурян. Следствие этих процессов стала «чистка» Союза писателей и Союза композиторов, из которых были исключены многие известные деятели искусства (единственным отличием от 30-х гг. было то, что их не сослали в лагерь).

С конца 1948 г. критику «формалистических» тенденций затмило открытие нового вредного уклона: «космополитизма». Его критика приобретала все более антисемитский характер. Кампания была направлена в первую очередь против интеллигенции еврейской национальности. Несколько сотен человек были арестованы. Некоторые из самых известных были отправлены в Сибирь и в 1952 г. расстреляны по обвинению в намерении собрать евреев в Крыму и организовать там акты саботажа.

В 1953 году было объявлено о раскрытии «заговора убийц в белых халатах», в котором подозревался ряд медицинских светил еврейского происхождения.

Пристальному контролю подвергалось образование. Столь же уверенно, как в философии и истории партия выступала как законодатель и в языкознании, биологии, математике, осуждая некоторые науки как буржуазные. Такая участь постигла волновую механику, кибернетику, психоанализ. Иной смысл носила дискуссия о биологии. Она была связана с экономическими, и в первую очередь сельскохозяйственными трудностями страны и торжеством псевдонаучной теории о наследственности Т. Лысенко, обещавшему ЦК партии и лично Сталину в минимальные сроки обеспечить изобилие сельхозпродукции. Карьера Лысенко началась в 1935 г., когда он на 2 съезде колхозников-ударников обрушился в своей речи на «кулаков от науки». Вскоре его назначают президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук, откуда Лысенко изгнал своих научных оппонентов и добился в 1940 г. ареста знаменитого генетика и ботаника Н. Вавилова (умер в 1943 г. в тюрьме). Преследования генетиков и биологов были возобновлены вавгусте 1948 г. Несколько сотен исследователей были изгнаны из академии. В стране была запрещена генетика Менделя, а также все отрасли знания, которые рассматривали ту или иную форму неопределенности: квантовая физика, теория вероятности и т.д. Фактически «лысенковщина» была выражением политики партии по отношению ко всему научному знанию.

Идеологическое и политическое ужесточение в 1945-1953 гг. привело к разрастанию репрессивных органов и системы концлагерей. С 1946 г. деятельность по охране порядка и подавлению инакомыслия осуществлялась МВД и Министерством государственной безопасности (МГБ). По разным данным численность заключенных ГУЛАГа колебалась от 3 до 15 млн. человек. Их труд ранее использовался при строительстве Беломоро-Балтийского канала, т.н. Северо-Восточной дороги. В 1948 г. были созданы лагеря «специального режима», где в тяжелых условиях содержались лица, осужденные за антисоветские и контрреволюционные акты. У этих людей, которые, как правило, прошли военную службу,не оставалось никаких иллюзий относительно системы. Способные сопротивляться давлению уголовников эти заключенные превратили многие спецлагеря в очаги восстаний и политического сопротивления. Самые известные восстания произошли в Печоре (1948), в Салехарде (1950), в Воркуте и Норильске (1953). Апогея выступления в лагерях достигли после смерти Сталина и смещения Берии.

  XIX съезд ВКП (б)

В обстановке непрекращающихся репрессий 5 октября 1952 г. начал свою работу XIX съезд партии. В повестке дня съезда стояли, прежде всего,экономические вопросы: подведение итогов восстановления, разрушенного войной народного хозяйства и утверждение новых директив развития. Теоретическим обоснованием решения этих практических задач выступил труд Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», опубликованный в сентябре 1952 года. В этом своеобразном «завещании вождя» утверждался приоритетразвития тяжелой промышленности, подчеркивалась необходимостьсвертывания кооперативно-колхозной собственности путем ее превращения в государственную, предусматривалось сокращение сферы товарного обращения.

XIX съезд также внес изменения в устав партии и принял решение об ее переименовании из «Всесоюзной Коммунистической партии большевиков» ВКП (б) в «Коммунистическую партию Советского Союза» КПСС. Одновременно на состоявшемся после съезда Пленуме ЦК по предложению Сталина вместо прежнего Политбюро был сформирован расширенный Президиум в составе 25 членов и 11 кандидатов, в число которых наряду со старыми соратниками «вождя народов» было введено немало новых, молодых партийных функционеров. Секретариат ЦК также был значительно обновлен и увеличен до 10 человек. За счет подобных мер Сталин серьезноснизил влияние своих старых приближенных (прежде всего Молотова и Микояна) в руководстве партии, что достаточно ясно свидетельствовало о его намерении устранить ихот рычагов власти.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: