История РПЦ (основные вехи)

По традиции распространение христианства на Руси связывают с деятельностью апостола Андрея, брата апостола Петра. Поэтому его называют Андреем Первозванным. Хотя точных сведений о времени его деятельности среди славян нет. Официально история Русской Православной церкви начинается в 10 веке. Принявшие христианство на Руси были и ранее. Самым известным примером здесь является княгиня Ольга, бабка князя Владимира.

Базовой основой религиозной картины мира русского народа являлось славянское язычество. Языческая религия не была единым комплексом, и каждое племя имело свои особенности культа. В процессе объединения славянских племен в единое государство возникла необходимость создания общей религиозной концепции. Попытка формирования общеславянского пантеона была предпринята князем Владимиром в 980 году. Он стремился из народных верований сформировать общегосударственную религию. В целом, эти первые религиозные преобразования были продиктованы политическими причинами. Несмотря на то, что данная реформа не дала желаемого результата, по методам ее реализации уже чувствовалась значительная роль и инициатива князя как представителя верховной светской власти.

988 год – Крещение Руси. Эта дата упоминается в «Повести временных лет». Принятие христианства как государственной религии Руси проходило по инициативе князя Владимира, который преследовал этим действием как экономические, так и политические цели дальнейшего развития государства. Создание единого государства требовало формирования и единой идеологической платформы. Религиозная реформа, проведенная в 980 г. позволяла князю решить внутриполитические проблемы, однако для признания Руси на международной арене общеславянского пантеона оказалось недостаточно. Поэтому, преследуя во многом политические цели, князь Владимир останавливается на христианстве восточного, византийского вероисповедания. Восточный (православный) вариант христианской веры оказался для Киевской Руси более приемлемым, так как он не требовал подчинения Папе Римскому, да и экономические и политические связи с Западом были менее развиты.

Принятие христианства во многом проходило по инициативе верховной власти, однако заставить верить в нового бога религиозного человека невозможно. Поэтому в процессе христианизации использовались два диаметрально противоположных метода приобщения русского человека к Православию. Первый метод был связан с силовым давлением на граждан, который сопровождался насильственным обращением в новую веру, уничтожением старых идолов, запретом поклоняться языческим богам. Тех, кто упорствовал в своей приверженности языческой вере, подвергали гонениям. В этом же направлении действовали и первые православные священники, разрабатывающие поучения против язычества и доказывающие несостоятельность славянских божеств. Следует признать, что подобный метод был наиболее распространен на периферии Киевского государства и имел место вплоть до конца XII века. При этом, князья, принявшие христианство, в междоусобицах использовали религиозные мотивы и старались разрушить так называемые «домовые церкви» своих политических оппонентов. В рамках языческого мировоззрения разрушение церкви своего врага воспринималось как победа вашего бога над богом противника. В центре же преобладали добровольные методы обращения в христианство и известная терпимость по отношению к язычеству.

Второй метод, использовавшийся в процессе распространения христианства, во многом основывался на манипуляции сознанием человека. Православные священники и представители княжеской власти, понимая, что силой нельзя заставить верить, старались убедить русского человека, что новый бог (Иисус Христос) и его святые сподвижники – это лишь новые имена старых, хорошо знакомых языческих богов. Подробным исследование соотношения христианства и язычества занимался целый ряд ученых: Аничков Е. В., Фаминицын А. С. И., Греков Б. Д., Фроянов И. Я. др. Православный монотеизм стал лишь формальной заменой языческого политеизма, а славянские божества и духи получили статус православных святых. Точнее – их функции были переданы святым представителям христианства. Не случайно в христианской традиции встречаются совпадения в праздниках: многие из тех, что посвящены православным святым, связаны с языческими праздниками. Более того, совпадают не только даты, но и функциональные обязанности святых и языческих божеств. Примером может быть праздник, посвященный Ивану Купале. Здесь наблюдается не просто совпадение, а объединение язычества и православия по нескольким параметрам. Во-первых, дата 7 июля – посвящена рождеству Иоанна Крестителя и языческому божеству Купале, во-вторых, оба эти религиозных персонажа связаны с водой, которая является символом очищения, и, наконец, в-третьих, название самого праздника в народной памяти зафиксировало их синтез: от православия взят Иоанн, от язычества – Купала. Аналогичные явления наблюдаются с целым рядом представителей православного культа.

Возможно, что именно использование второго метода, как со стороны священников, так и светских властей и спровоцировало устойчивое сохранение языческих традиций в христианской обрядности. Именно этот «мягкий» вариант замены одних идолов другим, выполняющими те же функции, способствовал тому, что многие православные христиане вплоть до настоящего времени совершают по существу языческие обряды, но считают это исключительно православной традицией (например, поминки или приношение угощений на могилки родственников). По сути, в религиозных представлениях произошла замена внешней формы при сохранении внутреннего, порой даже языческого, содержания.

Еще одной причиной, способствовавшей и облегчавшей подобный синтез, является слабость и неоформленность собственно славянских культов. На момент принятия христианства у славян не существовало четкой и единой структуры религиозных представлений и не сложилось общего культа. В рамках языческого культа сочеталось поклонение духам и общеплеменным божествам. Некоторая вольность в исполнении обрядов, связанных с представителями славянского пантеона способствовала их трансформации и слиянию с христианским культом. А размытость и дублирование функциональных возможностей славянских божеств также облегчали переход к монотеистическим представлениям. Длительность самого процесса христианизации породила среди верующих некоторую поверхностность в знании религиозных основ православия и наличие значительного пласта языческих представлений. Именно в таком виде бытовали религиозные представления на уровне народного (коллективного) сознания, и именно синтез двух религиозных концепций закрепился в российской ментальности.

В истории РПЦ можно выделить несколько этапов развития, отличающихся статусом церкви, структурой церковной организации и степенью влияния на жизнь русского общества.

1 ЭТАП – ПЕРИОД МИТРОПОЛИИ (988 -1448ГГ) – формирование церковной организации.

Крещение было принято по Византийскому канону. Сложность этого периода заключалась в отсутствии четкой церковной структуры и необходимостью бороться с язычеством. Вплоть до XIV в. Русь в церковном отношении представляла собой одну митрополию, находившуюся под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Митрополиты на Русь направлялись из Константинополя, как правило, из греков. Первым митрополитом из русских стал Иларион (1051-1062 гг.). В первые века основная масса представителей духовенства были выходцами из Византии. Собственных священнослужителей стали готовить при Ярославе, но лишь в 12-13 веках на Руси появляется собственное духовенство. По мере распространения христианства в крупных русских городах стали образовываться епархии. К XIII веку их было уже 16. Главными городами митрополии последовательно были Киев (до 1299 г.), Владимир на Клязьме (до XIV в.), Москва. В период феодальной раздробленности религиозный центр долгое время оставался в Киеве и лишь при Иване Калите митрополия переместилась в Москву (1325 г.)

Вместе с принятием христианства на Руси начинает развиваться каменное церковное зодчество (крестово-купольная система) и иконопись (по Византийскому образцу). Софийский собор – резиденция митрополита – изначально был деревянным, а в 1037 г. началось строительство каменного храма, сохранившегося до сих пор.

Следует отметить значительную роль княжеской власти в поддержании церкви. Финансирование во многом осуществлялось при поддержке князя, была установлена церковная десятина, кроме того, по указу еще князя Владимира на откуп церкви были отданы некоторые обряды и судебные тяжбы: заключение и расторжение брака, семейные споры, наследство и т.д. По решению князей церковь получала земельные наделы, вместе с селами и крестьянами. К концу этого периода православие стало основной религией русичей, даже феодальная раздробленность не смогла разрушить конфессионального единства, а монгольское завоевание лишь придало импульс для объединения под единой верой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: