Тема 3. Творчество Г. В. Свиридова

Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998) – самобытный композитор, один из первых представителей стилевого направления «новой фольклорной волны». Родился 3 (16) декабря 1915 г. в Фатеже (Курская губерния) в семье почтового служащего. Отец погиб во время гражданской войны. После окончания музыкальной школы в Курске учился в Ленинградском музыкальном техникуме, с 1936 г. - на композиторском факультете Ленинградской консерватории, которую окончил в 1941 г. по классу Д.Д. Шостаковича. С 1956 г. жил в Москве, работал в театре и кино, в 1968-1973 гг. возглавлял Союз композиторов РСФСР.

Как композитор Свиридов дебютировал циклом романсов на стихи Пушкина (1935) - ярким репертуарным сочинением; в ранних инструмен-тальных опусах (фортепианном трио, струнном квартете, фортепианных со-чинениях) было ощутимо влияние Шостаковича. С середины 1950-х гг., на-чиная с вокального цикла «Поэма памяти Сергея Есенина» (1956), опреде-лился индивидуальный стиль композитора. Свиридов сосредоточился на жанрах, связанных с русским поэтическим словом, - кантате, оратории, во-кальном цикле, среди немногочисленной инструментальной музыки компо-зитора настоящие шедевры, среди них - «Маленький триптих» для оркестра (1966) и «Метель» (музыкальные иллюстрации к повести Пушкина, 1974). С именем Свиридова связано характерное для 1960-х гг. движение в отечест-венной музыке - «новая фольклорная волна»: вокальный цикл «У меня отец - крестьянин» (1957), кантата «Деревянная Русь» (1964) и поэма «Отчалившая Русь» (1977) на стихи Есенина, кантата «Курские песни» (1964) на подлин-ные народные напевы и тексты, ряд произведений на стихи Блока (вокальные циклы «Петербургские песни», 1964, и «Шесть песен», 1977), Некрасова («Весенняя кантата», 1972), Пушкина («Пушкинский венок», 1979). Свиридов писал также на стихи В. Маяковского («Патетическая оратория», 1959), Б. Пастернака («маленькая кантата» «Снег идет», 1965), М. Лермонтова, В. Хлебникова, А.А. Прокофьева, М.В. Исаковского, А.Т. Твардовского, на переводные тексты из поэзии Шекспира, Бѐрнса, Исаакяна.

Основная черта его стиля - опора на национальную жанровость (песенная основа) и на русскую интонацию, речевую и песенную, лаконизм и простота форм, прозрачности фактуры. Пронзительность свиридовской интонации своеобразно проявляется в том пласте его творчества, который связан с духовными мотивами. Он одним из первых обратился к данной тематике, создав в 1973 г. три хора к трагедии А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» и Хоровой концерт памяти А.А. Юрлова (хормейстера, одного из лучших исполнителей музыки Свиридова). В последнее десятилетие своей жизни Свиридов постоянно работал над хорами на церковнославянские тексты, некоторые из них вошли в крупный хоровой цикл «Песнопения и

РЕПОЗИТОРИЙ БГПУ 137

 

молитвы», но большая часть написанного пока не издана. Творческая биография Свиридова являет собой удивительный пример внутренней свободы, независимости при внешней адаптации к политическим и общественным условиям: он получил звание народного артиста СССР, звезду Героя социалистического труда, был депутатом Верховного совета РСФСР, лауреатом государственных премий. Его музыка была очень популярна: музыка из фильма «Время, вперед!» звучала в заставке новостей Первого государственного телеканала; услышать мелодии Свиридова можно в исполнении уличных музыкантов («Вальс» и «Романс» из музыки к драме Пушкина «Метель»). Умер композитор в Москве в 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: