Поселенный список домохозяев №1

Республика Башкирская, уезд Стерлитамакский, волость Азнаевская, сельский совет Нижне-Буранчинский, населенный пункт - деревня Юрматы.

№ п/п Фамилия, Имя и Отчество домохозяев Народность домохозяев Муж. Жен. Всего Примечания
  Кутлугильдин М.Т. башкир        
  Кутлугильдин М.Д. башкир        
  Кутлугильдин Н.А. башкир        
  Кутлугильдин Е.И. башкир        
  Байгильдин А.К. башкир        
  Юлдашбаев Л.Г. башкир        
  Юлдашбаев И.С. башкир        
  Юлдашбаев Г.Г. башкир        
  Рахматуллин Х.Ю. башкир        
  Рахматуллин Х.Ю. башкир        
  Рахматуллин М.Ю. башкир        
  Баширов Г.Б. башкир        
  Киреев К.М. башкир        
  Киреев И.Ю. башкир        
  Юлдашбаев С.С. башкир        
  Юлдашбаев Г.Н. башкир        
  Юлдашбаев М.Х. башкир        
  Юлдашбаев А.С. башкир        
  Юлдашбаев А.Г. башкир        
  Юлдашбаев Ф.В. башкир        
  Юлдашбаев Г.Г. башкир        
  Кутлугильдин Ш.М. башкир        
  Юлдашев Х.Г. башкир        
  Юлдашбаев Х.Г. башкир        
  Байгильдин С.К. башкир        
  Минибаев И.Г. башкир        
             

Всего 26 хозяйств. Для сравнения, та же перепись насчитала в деревне Артель Свет - 7 домов и 35 жителей. А в татарской деревне Артель Куч - 8 дворов и 60 жителей обоего пола. Анализируя список деревни Юрматы, можно прийти к выводу: средний состав семейной ячейки составляет 4,88 человека, что находится на уровне средней численности по Башкирии. Относительно высокая семейность позволяет предполагать, что переселилась на новое место не самая молодая часть населения. Все по национальности башкиры, а часто повторяющиеся одинаковые фамилии указывают на их близкие родственные связи.

Свое нынешнее название деревня выбрала в честь древнего рода башкир. Сведения об родовитых кочевниках этого племени приведены ранее и простираются в глубину до начала тринадцатого века, по некоторым источникам – даже до девятого. Взять на себя смелость назвать деревню именем столь древнего рода могли лишь люди, обладавшие высоким авторитетом.

Как видно из «Поселенного списка…», преобладающая фамилия в нем Кутлугильдины, Байгильдины и Юлдашбаевы. Предполагается, что возникли эти фамилии от жителя деревни Термень-Елга Тимербулата Сирбаева. Еще в середине 19-го века он отделил своих сыновей – Кутлугильде, Байгильде и Байготлы и поселил их в деревню Нижне-Буранчино. Кстати, как гласят исторические предания, до 1863 года фамилий крестьяне не имели вовсе. Не было таковой надобности. Помещики к своим крепостным обращались по прозвищам. Фамилии у россиян всех национальностей обязаны происхождением отмене крепостного права. Для упрощения акции, фамилия присваивалась детям по имени отца. Таким образом, в селе появились Кутлугильдины, Байгильдины, Байгутлины и Юлдашбаевы.

Старший сын Кутлугильды Мухаметьян стал основателем рода Кутлугильдиных. Его братья основали роды Байгильдиных и Байгутлиных. Между собой они жили очень дружно и держались вместе, именно поэтому переселились одновременно. Прислушавшись совету мудрого хаджи, жители объединились и повели общее хозяйство, которое назвали по имени деревни – «Юрматы». В числе первых в колхоз вступили также три брата Юлдашбаевы – Хамидулла, Хабибулла и Ахмадулла и их двоюродный брат Адельгарей. В артельное хозяйство вовлекли по одной рабочей лошади и единице инвентаря: плуг, борону, комплект сбруи, телегу или сани. Председателем артели видимо по совету того же Хаджи-бабая избрали его племянника, сына Доминдара – Мирзагали Доминдаровича Кутлугильдина.

По благоприятному стечению обстоятельств, на правом берегу реки Агидель, где-то в районе расположения нынешнего ТЭЦ, ютился небольшой русский хуторок - Хлыстовка. Обитали в нем крепкие хозяева Хлыстовы. В 1929 году государством был осуществлен жесткий переход от политики ограничения и вытеснения кулацких элементов к политике ликвидации кулачества как класса. Согласно этой политике кулачество подвергалось экспроприации, но с передачей конфискованных средств производства не в государство, а в руки колхозов. Проявив житейскую мудрость и достаточную политическую гибкость, Мырзыгали предложил зажиточным кулакам Хлыстовым вступить в его коллективное хозяйство. Сметливые и рассудительные Хлыстовы быстро оценили складывающуюся не в пользу богатых обстановку конца двадцатых годов. Они приняли предложение и добровольно примкнули к товариществу «Юрматы». Причем, будучи весьма смекалистыми хозяйственниками и трудолюбивыми людьми они оказались для артели чрезвычайно полезными членами. Они внесли в товарищество несколько лобогреек, сенокосилку и якобы даже трактор и научили артельщиков многим рачительным методам хозяйствования. Тем самым предприимчивые Хлыстовы не только избежали раскулачивания, но и укрепили колхоз. Вдобавок ко всему, Василий Панфилович Хлыстов взялся вести финансовый учет колхоза.

К началу 30 годов в деревне Юрматы насчитывалось 42 двора и проживало 350 жителей:

Кутлугильдины – 12 дворов;

Юлдашбаевы – 12 дворов;

Рахматуллины – 5 дворов;

Байгильдины – 5 дворов;

Киреевы – 2 двора;

Хлыстовы – 3 двора;

Сабанчины – 3 двора.

Совсем неплохо выглядели подворья жителей Юрматы в 1930 году. Улица новеньких домов возведенных из свежеоструганных бревен простиралась с северо-запада на юго-восток и называлась созвучно деревне – улица Юрматы. Направление улицы совпало с глубоким оврагом, который ограничил территорию села с восточной и северной стороны. Дома, возведенные из прекрасного строевого леса, сплавленного по реке Белой, выглядели добротно и крыты в большей части тесом, а иные и жестью. Особой красотой отличалось подворье Мухаматрахима Хамагильдиевича Рахматуллина. Он отличался исключительным трудолюбием, жена его Асканьямал была проворная, деловая и чистоплотная хозяйка. Мухаматрахим лично сам заготовил лес в Авзяне, после своим ходом собственноручно довел до места плоты. Позаимствовав стиль постройки у авзянских мастеров, он искуссно разукрасил ставни и карнизы дома великолепной национальной резьбой. Добротное хозяйство украшал молодой яблоневый сад, обнесенный аккуратным штакетником. Говорят, что двор Мухаматрахима среди односельчан назывался «культурным» и его с удовольствием демонстрировали всем приезжим. Пол даже в сарае он застелил деревянным настилом, крышу покрыл жестью.

Пятистенный дом и добротное подворье сладилось у старшины рода Кутлугильдина. Сам Мухаметьян и сын его Махиян, будучи религиозными деятелями, в артель не вступали. Но, то обстоятельство, что их хозяйства не подверглись раскулачиванию, а сами хозяева репрессиям, подтверждает предположение: они не были богатеями.

Все ли оставалось так безоблачно, в столь приметной по зажиточности деревне? Некоторые успехи сплошной коллективизации в конце 1929 года вскружили головы многим деятелям властных структур. Появились настроения самоуспокоенности, зазнайства, переоценки своих сил. В Башкирии с конца января 1930 года началось нездоровое соревнование кантонов и волостей за быстрейшее завершение коллективизации. В погоне за высокими процентами колхозного строительства, ряд зарвавшихся работников проводил коллективизацию путем запугивания крестьян, раскулачивания и лишения середняка избирательных прав.

Подверглись несправедливому раскулачиванию некоторые юрматинцы. Из семьи Юлдашбаевых раскулачили – Галиуллу Абдулловича, Муллу с сыновьями, Лотфуллу Абдулловича с сыновьями. Видимо от злобы или черной зависти, по анонимной жалобе сельчан был раскулачен и сослан куда-то в Среднюю Азию мастер на все руки Мухаматрахим Хамагильдиевич Рахматуллин. С точки зрения нынешних лет этот поступок покажется тем более неразумным, когда мы узнаём, что весь инвентарь при объединении он добровольно сдал в колхоз.

Имеются пострадавшие от репрессий также в роде Кутлугильдиных. До нас дошла печальная история их родственницы, попавшей в жестокую драму времен коллективизации. Миниса Абдулгалимовна Кутлугильдина – (девичья фамилия Акбердина) 1921 года рождения угодила в ссылку с раскулаченными односельчанами, в возрасте 8 лет. Вместе с ней были братья 16 и 6 лет, но они не вынесли мытарств и некоторое время спустя оба умерли от голода и болезней. Тем не менее, к девочке судьба отнеслась более благосклонно. Раскулаченные ссыльные попали в Алтайский край, где малолетнюю Минису направили в детский дом «Чешкапольский». Спустя некоторое время подросшую девочку направили работать в город Бийск на хлебокомбинат. Старательность и трудолюбие Минисы было замечено руководителями. За добросовестную работу в 1938 году её отпускают повидать родственников на родину. К счастью для молодой девушки, здесь она повстречалась с Хаджигали Ахматгалиевичем Кутлугильдиным и, некоторое время спустя, выходит за него замуж.

Слава богу, на этом мытарства молодой ссыльной закончились. Она осталась на родине и устроилась на нефтеперегонный завод города Ишимбая лаборантом. Там трудилась и совершенствовала профессию до выхода на заслуженный отдых. Дети благополучно завершили образование и работают на различных должностях. Сама Миниса-апа имеет несколько заслуженных наград, среди них: две медали, почетные грамоты и благодарности.

Завершая обзор биографии деревни Юрматы, остается констатировать факты: деревня за короткий путь прошла сложные зигзаги судьбы. Некоторые из крутых поворотов, случавшихся по воле верхов, оказывались порой настолько жестоки, что кровь леденеет от осознания творящегося произвола. Этой темы мы не касались глубоко, но даже беглого обзора достатчоно, чтобы понять – мрачное время репрессий в период сплошной коллективизации не обошло тружеников деревни Юрматы стороной.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: