Конструктивный уровень

1. Заполните таблицу 7.

 

Таблица 7 – Сравнительная характеристика педагогических идей Л.К. Шлегер и Е.И. Тихеевой

 

Педагогические идеи Л.К. Шлегер Е.И. Тихеева
Задачи детского сада    
Принципы организации детского сада    
Материал, используемый в работе с детьми    
Формы обучения детей    
Игра    
Трудовое воспитание    
Сенсорное воспитание    
Нравственное воспитание    
Требования к личности педагога    
Отношение к зарубежным педагогическим теориям в области дошкольного воспитания    

2. Разгадайте кроссворд.

По горизонтали:

1. Принцип, лежащий в основе дидактического материала Е.И. Тихеевой.

2. Популярный метод изучения детей.

3. Один из принципов новой школы.

4. Длительный детский сад.

5. Она занималась разработкой проблем эстетического воспитания.

6. Название важного документа, вышедшего 1 сентября 1934 г.

7. Сторонница теории «Свободного воспитания».

8. Автор книги «Развитие речи дошкольника» (1937 г.).

9. Она возглавила Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации неграмотности.

По вертикали:

1. Наука о детях.

                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               
                               

Творческий уровень

1. Напишите педагогическое эссе на тему «Особенности развития системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси (1917–1941 гг.)».

Основная литература

1. Андрэева, А.Г. Станаўленне і развіццё сістэмы грамадскага дашкольнага выхавання / А.Г. Андрэева // Народная адукацыя і педагагічная навука ў Беларусі (1917–1945 гг.). – Мінск, 1993. – С. 117–134.

2. Егоров, С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева. – М.: Академия, 2001. – С. 257–310.

3. История дошкольной педагогики в России: хрестоматия / под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Просвещение, 1987. – С. 307–348.

4. Литвин, Л.Н. Идея «свободного воспитания» в истории русской и советской дошкольной педагогики / Л.Н. Литвин // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 6. – С. 54–59.

5. Орлова, А.П. История педагогики / А.П. Орлова, Н.К Зинькова, В.В. Тетерина. – Минск: ИВЦ Мінфіна, 2008. – С. 230–252.

 

Дополнительная литература

1. История дошкольной педагогики / под ред. Л.Н. Литвина. – М.: Просвещение, 1989. – С. 248–286; 216–228.

2. Краснічэнка, Т. Першыя дашкольныя ўстановы на Беларусі / Т. Краснічэнка // Пралеска. – 2002. – № 10. – С. 16–18.

3. Урунтаева, Г. Е.И. Тихеева: Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности / Г. Урунтаева // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 10. – С. 90.

 

Семинарское занятие 9

 

Педагогическая деятельность и теория

А.С. Макаренко (1888–1939 гг.)

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Жизненный путь и основные этапы педагогической деятельности А.С. Макаренко.

2. Цель, задачи, принципы воспитания.

3. Теория детского коллектива.

4. Проблема трудового воспитания в теории и практике А.С. Макаренко.

5. Формирование нравственных качеств детей и сознательной дисциплины в творчестве А.С. Макаренко.

6. Разработка основ семейного воспитания.

7. Актуальность идей А.С. Макаренко в свете современных требований общества.

 

Учебно-исследовательские задания

 

Базовый уровень

1. Микровыступление с биографической справкой о жизни и основных этапах деятельности А.С. Макаренко.

2. Сделайте выписки основных педагогических идей А.С. Макаренко из произведений: «Лекции о воспитании детей», «Методика организации воспитательного процесса».

3. Дайте характеристику «программы человеческой личности», составленной А.С. Макаренко, и сравните ее с известными вам целями воспитания. «Целью является воспитание боевого, активного, жизненного характера. Воспитанник должен иметь чувство долга и понятие чести, ощущать свои обязательства перед обществом, должен уметь подчиняться товарищу и приказать ему, быть вежливым, суровым, добрым в зависимости от условий жизни. Он должен быть активным организатором, быть настойчив и закален, уметь владеть собой и влиять на других. Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и каждый свой нынешний день» (Макаренко А.С. Собр. соч., т. 5, с. 397, 457).

4. Почему представители Наркомпросса отозвались о системе воспитательного процесса А.С. Макаренко как о «системе не советской»?

5. Как вы понимаете принцип: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему»?

6. О какой книге немецкий педагог Герман Нооль высказался: «Можно завидовать русскому народу, владеющему таким богатством… Эту книгу и у нас будут читать с огромным интересом, будут изучать ее, потому что она заключает в себе много больше, чем одну лишь теорию педагогики для беспризорных».

7. Авторитет родителей. Этот вопрос обсуждается по микрогруппам (каждой – свой вид авторитета) в трех направлениях: сущность этого вида авторитета; его современность; примеры из собственной жизни или собственных наблюдений.

8. Как советский педагог относился к наказаниям детей?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: