1. Определите, на какой стадии развития коллектива находится ваша студенческая группа. На примере собственной группы выявите общие перспективы жизни своего коллектива (близкие, средние, дальние).
2. Заполните таблицу 8.
Таблица 8 – Теория детского коллектива А.С. Макаренко
Сущность коллектива | Признаки детского коллектива | Отличитель-ные признаки стиля детского коллектива | Стадии формирова-ния детского коллектива | Пути формирова-ния детского коллектива |
3. Составьте схему основных компонентов педагогического мастерства.
Творческий уровень
1. Подготовьте вопросы к дискуссии и сделайте резюме «Современность идей А.С. Макаренко («за» и «против»)».
Основная литература
1. История дошкольной педагогики / под ред. Л.Н. Литвина. – М.: Просвещение, 1989. – С. 298–305.
2. История советской дошкольной педагогики: хрестоматия / сост.: Н.Б. Мчедлидзе [и др.]. – М.: Просвещение, 1986. – С. 210–234.
3. Капранова, В.А. История педагогики в лицах / В.А. Капранова. – Минск: ИВЦ Минфина, 2011. – 152 с.
4. Латышина, Д.И. История педагогики / Д.И. Латышина. – М.: Гардарики, 2002. – С. 527–547.
5. Пуйман, С.А. Истоки мастерства и творчества / С.А. Пуйман. – Минск: ИВЦ Минфина, 2004. – С. 65–88.
6. Стурова, М.П. Живое наследие А.С. Макаренко / М.П. Стурова // Педагогика. – 2000. – № 3. – С. 53–58.
Дополнительная литература
1. Варенова, Т.В. Краткая история педагогики / Т.В. Варенова. – Минск: Асар, 2004. – С. 197–202.
2. Макаренко, А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. / А.С. Макаренко; под ред. М.И. Кондакова, коммент.: Л.Ю. Гордин, А.А. Фролов. – М.: Педагогика, 1983–1985. – 8 т.
3. Малинин, В.И. Макаренко и сталинизм: правомерно ли сопоставление? / В.И. Малинин // Педагогика. – 1993. – № 3. – С. 63–69.
4. Красовицкий, М.Ю. Непреходящее в педагогике А.С. Макаренко / М.Ю. Красовицкий // Педагогика. – 2001. – № 1. – С. 67–76.
Семинарское занятие 10
Советская педагогическая наука, школа, дошкольное
Воспитание в период с 1961 по 1991 гг.
Вопросы для обсуждения
1. Политика государства в области воспитания и образования подрастающего поколения в 60–70-е гг.
2. Деятельность Академии педагогических наук СССР и нарастание кризисных моментов в сфере образования.
3. Реформа школы 1984 г. и ее основные проблемы.
4. Критика авторитарной советской педагогики и творческий поиск педагогов-новаторов.
5. Создание НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР и разработка советскими учеными основных педагогических проблем дошкольного детства.
6. Реформирование системы общественного дошкольного воспитания.
Учебно-исследовательские задания
Базовый уровень
1. Расскажите о проблемах и приоритетах школьной политики в СССР в 1960–1970-е гг.
2. Дайте характеристику авторитарно-административной педагогике.
3. На каком основании можно говорить о кризисе советской школы на рубеже 1980-х гг.?
4. Расскажите о содержании и значении постановления Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформы школы» (1984 г.).
5. Каковы причины медленного осуществления школьной реформы 1984 г. и как это сказалось на развитии системы дошкольного воспитания?
6. Охарактеризуйте антрополого-гуманистическое направление в педагогике.
7. Что такое педагогика сотрудничества? Назовите ее основные принципы.
8. Какие исследования проводились в 60–80-е гг. ХХ в. в советской дошкольной педагогике? Отметьте белорусских ученых.
Конструктивный уровень
1. Заполните таблицу 9.
Таблица 9 – Разработка советскими учеными основных педагогических