1. Заполните таблицу 6.
2. Представьте в виде схемы основные элементы теории «свободного воспитания».
3. Приведите примеры современного использования дидактического материала М. Монтессори и О. Декроли.
4. Оформите в таблицу основные требования реформаторов к личности педагога.
Таблица 6 – Сравнительная характеристика дидактического материала М. Монтессори и О. Декроли
Дидактический материал | М. Монтессори | О. Декроли |
Назначение дидактического материала | ||
Классификация | ||
Отличительные качества | ||
Знакомство ребенка с дидактическим материалом |
Творческий уровень
1. Подготовьте педагогическую зарисовку «Ребенок в дошкольном учреждении М. Монтессори в течение дня».
2. Напишите сочинение-резюме «Я бы хотела работать в Вальдорфской школе (детском саду), потому что…».
3. Составьте кроссворд по теме.
Основная литература
1. Егоров, С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева. – М.: Академия, 2001. – С. 193–229.
|
|
2. История зарубежной дошкольной педагогики: хрестоматия / сост.: Н.Б. Мчедлидзе [и др.]. – М.: Просвещение, 1986. – С. 336–427.
3. Литвин, Л. Развитие идеи свободного воспитания в истории русской и советской дошкольной педагогики / Л. Литвин // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 6. – С. 54–59.
4. Парамонова, Л.А. Дошкольное и начальное образование за рубежом: История и современность / Л.А. Парамонова, Е.Ю. Протасова. – М.: Академия, 2001. – С. 35–49.
Дополнительная литература
1. Грюнелиус, Э.М. Вальдорфский детский сад / Э.М. Грюнелиус. – М.: Мир книги, 1992. – 66 с.
2. Джуринский, А.Н. Зарубежная педагогика: учеб. пособие / А.Н. Джуринский. – М.: Гардарики, 2008. – 383 с.
3. Карлгрен, Ф. Воспитание в свободе. Педагогика Рудольфа Штайнера. Из опыта международного движения вальдорфских школ / Ф. Карлгрен; пер. с нем. – М.: Моск. центр вальдорф. педагогики, 1993. – 272 с.
4. Флегонтова, Н. Теория свободного воспитания и детские сады / Н. Флегонтова // Ребенок в детском саду. – 2004. – № 5. – С. 49–53.
Семинарское занятие 8
Становление и развитие советской школы и общественного дошкольного воспитания в период с 1917 по 1941 гг.
Вопросы для обсуждения
1. Становление советской образовательной системы, ее методологическая основа.
2. Особенности учебно-воспитательной работы советской школы в 20-е гг. Поиски новых форм и методов обучения (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий).
3. Отход от демократических принципов советского школьного строительства. Политизация школы.
4. Изменение школьной политики в 30-е гг. Борьба с педологией.
5. Становление и развитие общественного дошкольного воспитания.
|
|
6. Разработка теории общественного дошкольного воспитания: Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеева, М.Х. Свентицкая.
Учебно-исследовательские задания
Базовый уровень
1. Сделайте выписки из произведений Л.К. Шлегер «Практическая работа в детском саду» и Е.И. Тихеевой «Современный детский сад, его значение и оборудование».
2. Каковы особенности учебно-воспитательной работы советской школы в 1920-х гг.?
3. Как осуществлялась политизация советской школы?
4. Почему сказки К.И. Чуковского в 20-е гг. были признаны вредными для детей дошкольного возраста?
5. Что подразумевала Е.И. Тихеева под фундаментальной подготовкой дошкольных работников?
6. Когда стал издаваться журнал «Дошкольное воспитание» и кто был его первым редактором?
7. В каких направлениях шла разработка теории и практики советского общественного дошкольного воспитания в указанный период?
8. Охарактеризуйте первые съезды по общественному дошкольному воспитанию.