Таблицы для систематизации материала
Таблица 7 – Особенности организации школ в Беларуси
В период с ХIV по ХVIII вв.
Типы школ | Время созда-ния | Цель созда-ния | Содер-жание обуче-ния | Особенности организации учебно-воспитатель-ного процесса | Извест-ные школы |
Право-славные | |||||
Братские | |||||
Католиче-ские | |||||
Протес-тантские | |||||
Униатские |
Таблица 8 – Динамика проблемы цели воспитания
И педагогического идеала в истории педагогики
Педагоги | Формулировка цели воспитания | Педагогический идеал |
Платон | ||
Аристотель | ||
Полоцкая Е. | ||
В. де Фельтре | ||
Скорина Ф. | ||
Коменский Я.А. | ||
Локк Д. | ||
Руссо Ж.-Ж. | ||
Песталоцци И.Г. | ||
Базедов И.Б. | ||
Гербарт И.Ф. | ||
Дистервег А. | ||
Оуэн Р. | ||
Ушинский К.Д. | ||
Дьюи Д. | ||
Продолжение таблицы 8 | ||
Штайнер Р. | ||
Макаренко А.С. | ||
Сухомлинский В.А. | ||
Современные педагоги |
Таблица 9 – Развитие принципа природосообразности
В педагогических учениях
Педагоги | Содержание принципа природосообразности | Выводы |
Коменский Я.А. | ||
Руссо Ж.-Ж. | ||
Песталоцци И.Г. | ||
Дистервег А.В. | ||
Ушинский К.Д. |
Таблица 10 – Развитие идеи общественного дошкольного воспитания
Педагоги | Цель общественного дошкольного воспитания | Типы дошколь-ных учрежде-ний | Содержа-ние работы в них | Подготов-ка воспитате-лей |
Платон | ||||
Христианская церковь | ||||
Оберлин И.Ф. | ||||
Бецкой И.И. | ||||
Одоевский В.Ф. | ||||
Уильдерспин С. | ||||
Песталоцци И.Г. | ||||
Фребель Ф. | ||||
Симонович А.С. | ||||
Монтессори М. | ||||
Дьюи Д. | ||||
Тихеева Е.И. | ||||
Шлегер Л.К. | ||||
Кергомар П. |
Таблица 11 – Положение учителя в истории образования
И требования к нему
Эпоха | Название учителя | Положение в обществе | Подго- товка учителя | Требова-ния к нему |
Первобытнообщин-ный строй | ||||
Древний мир | ||||
Античная эпоха | ||||
Эпоха средневековья | ||||
Эпоха Возрождения | ||||
Новое время | ||||
Новейшее время |
Таблица 12 – Образование девочек в истории образования
И педагогической мысли
Эпоха | Стра-на | Сос-ловие | Форма образова-ния | Содержа-ние образова-ния | Взгляды ученых на образова-ние девочек |
Первобытнооб-щинный строй | |||||
Древний мир | |||||
Античная эпоха | |||||
Эпоха средневековья | |||||
Эпоха Возрождения | |||||
Новое время | |||||
Новейшее время |
Тестовые задания
Тест 1. История образования и педагогической мысли за рубежом
1. Где воспитание воинов было целью государственного образования?
а) Древний Рим;
б) Афины;
в) Спарта;
г) Древний Египет.
2. Для какого педагогического идеала было характерно воспитание тела и души «наипрекраснейшими»?
а) христианский;
б) рыцарский;
в) античный;
г) революционера-демократа.
3. Кто впервые в истории образования выдвинул идею общественного дошкольного воспитания?
а) М.Ф. Квинтилиан;
б) Платон;
в) Я.А. Коменский;
г) Ф. Фребель.
4. Кто первым в истории воспитания выдвинул принцип гуманности?
а) Аристотель;
б) М.Ф. Квинтилиан;
в) Конфуций;
г) Сократ.
5. Кому принадлежит первая в истории образования возрастная периодизация?
а) Я.А. Коменский;
б) Платон;
в) Аристотель;
г) Ж.-Ж. Руссо.
6. Кто написал первое педагогическое произведение?
а) Платон;
б) Конфуций;
в) М.Ф. Квинтилиан;
г) Винсент из Бове.
7. Кто сформулировал представление о гуманистической личности, для которой характерна высокая нравственность и образованность, гражданская активность и стремление к добродетельным поступкам?
а) Ф. Рабле;
б) В. де Фельтре;
в) М. де Монтень;
г) Т. Мор.
8. Педагог, написавший первое руководство по воспитанию детей дошкольного возраста:
а) И.Г. Песталоцци;
б) Я.А. Коменский;
в) Ж.-Ж. Руссо;
г) Ф. Фребель.
9. Создатель теории элементарного образования:
а) Я.А. Коменский;
б) М. де Монтень;
в) И.Г. Песталоцци;
г) И.Ф. Гербарт.
10. Как назывались школы-интернаты в ХVΙΙΙ в.?
а) лицей;
б) гимназия;
в) филонтропин;
г) эфебия.
11. Автор теории «естественного воспитания»:
а) Д. Локк;
б) Ф. Фребель;
в) Т. Кампанелла;
г) Ж.-Ж. Руссо.
12. Создатель детского сада:
а) И.Г. Песталоцци;
б) Платон;
в) Ф. Фребель;
г). Р. Оуэн.
13. Кто впервые выдвинул идею общечеловеческого воспитания?
а) И.Ф. Гербарт;
б) А.В. Дистервег;
в) М. Монтессори;
г). Р. Штайнер.
14. Кого из педагогов нельзя назвать сторонником теории свободного воспитания?
а) М. Монтессори;
б) И.Ф. Гербарт;
в) Д. Дьюи;
г) О. Декроли.
15. Какому направлению в педагогике принадлежит девиз: «Принимай ребенка с благоговением, воспитывай с любовью, выпускай свободным!»?
а) педагогика прагматизма;
б) вальдорфская педагогика;
в) традиционная педагогика;
г) экспериментальная педагогика.
16. В какой из концепций воспитания в качестве основного условия происхождения воспитания выдвигается трудовая деятельность людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения?
а) биологическая;
б) психологическая;
в) биосоциальная;
г) концепция антропосоциогенеза.
17. Кто назвал свою систему методом научной педагогики?
а) Р. Штайнер;
б) Д. Дьюи;
в) О. Декроли;
г) М. Монтессори.
18. Кто представил педагогический процесс в виде рефлекторного акта:
воспитание – переработка – выражение?
а) О. Декроли;
б) И.Ф. Гербарт;
в) Д. Дьюи;
г) В.А. Лай.
19. Автор книги «Мысли о воспитании»:
а) Д. Локк;
б) И.Б. Базедов;
в) Г. Кершенштейнер;
г) Д. Дидро.
20. Назовите автора первого устава дошкольного учреждения:
а) Ф. Фребель;
б) Р. Оуэн;
в) И.Ф. Оберлин;
г) С. Уильдерспин.
Тест 2. История образования и педагогической мысли в России и Беларуси
1. Кому принадлежат слова: «Книжный разум… есть сокровище вечной жизни»?
а) И. Златоуст;
б) Е. Полоцкая;
в) К. Туровский;
г) В. Мономах.
2. Какое произведение не относится к педагогическим памятникам древнерусской литературы?
а) «Поучение Владимира Мономаха детям»;
б) «Веды»;
в) «Пчела»;
г) «Златоуст».
3. Кто впервые на территории Беларуси открыл христианские школы для детей обоего пола?
а) К. Туровский;
б) В. Мономах;
в) Е. Полоцкая;
г) В. Тяпинский.
4. Как называли учителя в Древней Руси?
а) педагог;
б) мастер грамоты;
в) схоласт;
г) дидаскал.
5. Кто из белорусских просветителей впервые начал печатать книги на родном языке?
а) С. Полоцкий;
б) Ф. Скорина;
в) В. Тяпинский;
г) С. Будный.
6. Кому принадлежит идея открытия государственных, светских школ для народа?
а) Е. Славинецкий;
б) С. Будный;
в) С. Полоцкий;
г) Л. Зизаний.
7. Какие школы участвовали в борьбе против окатоличивания и ополячивания белорусского населения и решали задачу воспитания национального самосознания у детей?
а) униатские;
б) иезуитские;
в) братские;
г) протестантские.
8. Учитель братской школы в г. Бресте и автор «Грамматики словенской»:
а) Л. Зизаний;
б) И. Федоров;
в) С. Полоцкий;
г) М. Смотрицкий.
9. Кто оказывал влияние на формирование мировоззрения будущего царя Петра Ι и составил Статут высшего учебного заведения в Москве?
а) братья Лихуды;
б) С. Полоцкий;
в) В. Тяпинский;
г) Е. Славинецкий.
10. Положил начало женскому среднему образованию в России, открывал
воспитательные дома:
а) М.В. Ломоносов;
б) И.И. Бецкой;
в) Е.О. Гугель;
г) Петр Ι.
11. Создатель детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», впервые в России употребил слово «педагогика»:
а) А.В. Радищев;
б) В.Ф. Одоевский;
в) К.Д. Ушинский;
г) Н.И. Новиков.
12. Педагог, в основе педагогической системы которого лежит идея народности:
а) А.И. Герцен;
б) К.Д. Ушинский;
в) Н.И. Пирогов;
г) Л.Н. Толстой.
13. В годы царской реакции обратился к министру народного просвещения России с просьбой преподавания в Белорусском учебном округе юношеству «Истории края» вместе с древнеславянским языком и литературой, а в перспективе белорусский язык:
а) Ф. Бохвиц;
б) А. Довгирд;
в) В.И. Дунин-Марцинкевич;
г) И.Г. Кулаковский.
14. Автор книги «Мысли о воспитании человека»:
а) Л.Н. Толстой;
б) Ф. Бохвиц;
в) П.Ф. Каптерев;
г) А. Довгирд.
15. Педагог, организатор школы для малолетних детей от 4 до 6 лет при Гатчинском сиротском институте:
а) К.Д. Ушинский;
б) И.И. Бецкой;
в) Е.О. Гугель;
г) В.Ф. Одоевский.
16. Первый нарком просвещения в БССР, создатель национальной системы образования:
а) Б.А. Тарашкевич;
б) А.В. Луначарский;
в) В.М. Игнатовский;
г) С.К. Павлович.
17. Педагог, центральной идеей педагогической системы которого впервые является воспитание в коллективе и через коллектив:
а) В.А. Сухомлинский;
б) А.С. Макаренко;
в) Н.К. Крупская;
г) П.П. Блонский.
18. Автор книги «Наш детский сад», отстаивала идею разумного свободного воспитания детей дошкольного возраста:
а) Л.К. Шлегер;
б) М.К. Свентицкая;
в) Е.И. Тихеева;
г) Е.Н. Водовозова.
19. Занималась разработкой дошкольной дидактики, концепцией игры, под ее руководством была создана «Программа воспитания в детском саду», которая неоднократно переиздавалась с доработками:
а) Е.А. Флерина;
б) Н.А. Ветлугина;
в) А.П. Усова;
г) Д.В. Менджерицкая.
20. Педагог-новатор, организатор «Школы радости» для детей шестилетнего возраста:
а) Ш.А. Амонашвили;
б) В.А. Сухомлинский;
в) С.Н. Лысенкова;
г) В.Ф. Шаталов.
Вопросы к экзамену
1. Предмет, задачи, источники истории образования и педагогической мысли. Концепции возникновения воспитания.
2. Воспитание в условиях первобытнообщинного строя.
3. Развитие образовательных систем и педагогической мысли в странах Древнего Востока.
4. Системы образования и воспитания в Древней Греции и Древнем Риме.
5. Взгляды античных философов на воспитание и обучение подрастающего поколения: Платон, Аристотель, М.Ф. Квинтилиан.
6. Особенности воспитания и обучения детей у восточных славян в дохристианский период. Роль народной педагогики.
7. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли восточных славян. Педагогические памятники X–XII вв.
8. Просветительская деятельность Е. Полоцкой и К. Туровского.
9. Монополия церкви на образование в период раннего средневековья. Особенности христианского воспитания.
10. Возникновение светской тенденции в жизни западноевропейского средневекового общества XIII–XIV вв.
11. Характеристика системы рыцарского воспитания.
12. Характеристика эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.). Педагогические идеи и практика В. де Фельтре.
13. Представители гуманистического направления в воспитании детей: Ф.Рабле и М. Монтень.
14. Просвещение на территории Беларуси в составе Великого Kняжества Литовского (XIV–XVI вв.). Деятельность Ф. Скорины.
15. Белорусские гуманисты эпохи Возрождения: Н. Гусовский, С. Будный, В. Тяпинский.
16. Характеристика братских школ на территории Беларуси и Украины (XVI–XVII вв.). Педагогические идеи Л. Зизания и М. Смотрицкого.
17. Педагогические взгляды и деятельность С. Полоцкого.
18. Педагогическая система Я.А. Коменского («Великая дидактика»).
19. Учение Я.А. Коменского о материнской школе.
20 Деятельность Эдукационной комиссии Речи Посполитой на территории Беларуси (конец XVIII в.).
21. Педагогическая концепция Дж. Локка («Мысли о воспитании»).
22. Теория «естественного воспитания» Ж.-Ж. Руссо («Эмиль, или О воспитании»).
23. Просветительские реформы начала XVIII в. в России. Педагогические идеи М.В. Ломоносова.
24. Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого.
25. Революционно-просветительские идеи А.Н. Радищева и Н.И. Новикова.
26. Педагогическая теория и деятельность И.Г. Песталоцци.
27. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине XIX века.
28. Общественно-педагогическая деятельность и взгляды Н.И. Пирогова.
29. Педагогическая система К.Д. Ушинского.
30. Педагогические идеи русских революционеров-демократов ХΙХ в. (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский).
31. Начальный этап в создании дошкольных учреждений в России (конец XVIII–ХΙХ вв.).
32. Педагогические идеи и деятельность В.Ф. Одоевского («Наука до науки»).
33. Система дошкольного воспитания Ф. Фребеля.
34 Развитие принципа природосообразности в воспитательных системах.
35. Идея «трудовой школы» Г. Кершенштейнера.
36. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи.
37. Основные идеи экспериментальной педагогики (В.А. Лай, С. Холл).
38. Основные идеи теории свободного воспитания и ее представители: Э. Кей, М. Монтессори.
39. Реализация идеи свободного воспитания в России: Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель.
40. Педагогические течения начала XX в., их характеристика (антропологическое, естественнонаучное, социологическое).
41. Педагогические взгляды и деятельность А.С. Симонович («Связь детского сада со школой», «О детских садах»).
42. Педагогические взгляды Е.Н. Водовозовой («Умственное и нравственное воспитание от первого проявления сознания до школьного возраста»).
43. Педагогическая теория П.Ф. Лесгафта («Семейное воспитание ребенка и его значение»).
44. Развитие теории дошкольной педагогики Л.К. Шлегер и Е.И. Тихеевой.
45. Становление и развитие советской системы образования, разработка ее теоретических основ в 1917–1941 гг.
46. Вклад П.П. Блонского и С.Т. Шацкого в становление советской педагогики.
47. Педагогическая деятельность и теория А.С. Макаренко.
48. Советская школа, педагогика, общественное дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
49. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1991 гг.
50. Вклад Е.А. Флериной и А.П. Усовой в развитие советской дошкольной педагогики.
51. Гуманистическая педагогическая концепция В.А. Сухомлинского.
52. Основные идеи педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов и др.).
53. Содержание и основные направления школьных реформ второй половины ХХ в. в Западной Европе и США.
54. Кризисные явления в воспитании школьной молодежи в зарубежных странах и меры, направленные на их преодоление.
55. Тенденции развития школьных систем в современном мире. Характеристика школьных систем образования (Школа завтрашнего дня Д. Ховарда, открытые, общинные школы).
56. Развитие национальной системы образования и педагогической мысли в Республике Беларусь (с 1991 г. по настоящее время).
57. Модернизация системы образования в мире в начале ХХΙ в.
58. Современные зарубежные концепции образования и воспитания (традиционалистская концепция образования, социальная педагогика. феноменологическое направление, экзистенциализм, неотомизм).
59. Положение учителя (воспитателя) в истории образования и требования к нему.
60. Характеристика дошкольных учреждений за рубежом на современном этапе.