Материалы для контроля знаний

Таблицы для систематизации материала

Таблица 7 – Особенности организации школ в Беларуси

В период с ХIV по ХVIII вв.

 

Типы школ Время созда-ния Цель созда-ния Содер-жание обуче-ния Особенности организации учебно-воспитатель-ного процесса Извест-ные школы
Право-славные          
Братские          
Католиче-ские          
Протес-тантские          
Униатские          

 

Таблица 8 – Динамика проблемы цели воспитания

И педагогического идеала в истории педагогики

Педагоги Формулировка цели воспитания Педагогический идеал
Платон    
Аристотель    
Полоцкая Е.    
В. де Фельтре    
Скорина Ф.    
Коменский Я.А.    
Локк Д.    
Руссо Ж.-Ж.    
Песталоцци И.Г.    
Базедов И.Б.    
Гербарт И.Ф.    
Дистервег А.    
Оуэн Р.    
Ушинский К.Д.    
Дьюи Д.    
Продолжение таблицы 8
Штайнер Р.    
Макаренко А.С.    
Сухомлинский В.А.    
Современные педагоги    

 

Таблица 9 – Развитие принципа природосообразности

В педагогических учениях

 

Педагоги Содержание принципа природосообразности Выводы
Коменский Я.А.    
Руссо Ж.-Ж.    
Песталоцци И.Г.    
Дистервег А.В.    
Ушинский К.Д.    

 

Таблица 10 – Развитие идеи общественного дошкольного воспитания

Педагоги Цель общественного дошкольного воспитания Типы дошколь-ных учрежде-ний Содержа-ние работы в них Подготов-ка воспитате-лей
Платон        
Христианская церковь        
Оберлин И.Ф.        
Бецкой И.И.        
Одоевский В.Ф.        
Уильдерспин С.        
Песталоцци И.Г.        
Фребель Ф.        
Симонович А.С.        
Монтессори М.        
Дьюи Д.        
Тихеева Е.И.        
Шлегер Л.К.        
Кергомар П.        

 

Таблица 11 – Положение учителя в истории образования

И требования к нему

 

Эпоха Название учителя Положение в обществе Подго- товка учителя Требова-ния к нему
Первобытнообщин-ный строй        
Древний мир        
Античная эпоха        
Эпоха средневековья        
Эпоха Возрождения        
Новое время        
Новейшее время        

 

Таблица 12 – Образование девочек в истории образования

И педагогической мысли

 

Эпоха Стра-на Сос-ловие Форма образова-ния Содержа-ние образова-ния Взгляды ученых на образова-ние девочек
Первобытнооб-щинный строй          
Древний мир          
Античная эпоха          
Эпоха средневековья          
Эпоха Возрождения          
Новое время          
Новейшее время          

Тестовые задания

Тест 1. История образования и педагогической мысли за рубежом

1. Где воспитание воинов было целью государственного образования?

а) Древний Рим;

б) Афины;

в) Спарта;

г) Древний Египет.

 

2. Для какого педагогического идеала было характерно воспитание тела и души «наипрекраснейшими»?

а) христианский;

б) рыцарский;

в) античный;

г) революционера-демократа.

 

3. Кто впервые в истории образования выдвинул идею общественного дошкольного воспитания?

а) М.Ф. Квинтилиан;

б) Платон;

в) Я.А. Коменский;

г) Ф. Фребель.

 

4. Кто первым в истории воспитания выдвинул принцип гуманности?

а) Аристотель;

б) М.Ф. Квинтилиан;

в) Конфуций;

г) Сократ.

 

5. Кому принадлежит первая в истории образования возрастная периодизация?

а) Я.А. Коменский;

б) Платон;

в) Аристотель;

г) Ж.-Ж. Руссо.

 

6. Кто написал первое педагогическое произведение?

а) Платон;

б) Конфуций;

в) М.Ф. Квинтилиан;

г) Винсент из Бове.

 

7. Кто сформулировал представление о гуманистической личности, для которой характерна высокая нравственность и образованность, гражданская активность и стремление к добродетельным поступкам?

а) Ф. Рабле;

б) В. де Фельтре;

в) М. де Монтень;

г) Т. Мор.

 

8. Педагог, написавший первое руководство по воспитанию детей дошкольного возраста:

а) И.Г. Песталоцци;

б) Я.А. Коменский;

в) Ж.-Ж. Руссо;

г) Ф. Фребель.

 

9. Создатель теории элементарного образования:

а) Я.А. Коменский;

б) М. де Монтень;

в) И.Г. Песталоцци;

г) И.Ф. Гербарт.

 

10. Как назывались школы-интернаты в ХVΙΙΙ в.?

а) лицей;

б) гимназия;

в) филонтропин;

г) эфебия.

 

11. Автор теории «естественного воспитания»:

а) Д. Локк;

б) Ф. Фребель;

в) Т. Кампанелла;

г) Ж.-Ж. Руссо.

 

12. Создатель детского сада:

а) И.Г. Песталоцци;

б) Платон;

в) Ф. Фребель;

г). Р. Оуэн.

 

13. Кто впервые выдвинул идею общечеловеческого воспитания?

а) И.Ф. Гербарт;

б) А.В. Дистервег;

в) М. Монтессори;

г). Р. Штайнер.

 

14. Кого из педагогов нельзя назвать сторонником теории свободного воспитания?

а) М. Монтессори;

б) И.Ф. Гербарт;

в) Д. Дьюи;

г) О. Декроли.

 

15. Какому направлению в педагогике принадлежит девиз: «Принимай ребенка с благоговением, воспитывай с любовью, выпускай свободным!»?

а) педагогика прагматизма;

б) вальдорфская педагогика;

в) традиционная педагогика;

г) экспериментальная педагогика.

 

16. В какой из концепций воспитания в качестве основного условия происхождения воспитания выдвигается трудовая деятельность людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения?

а) биологическая;

б) психологическая;

в) биосоциальная;

г) концепция антропосоциогенеза.

 

17. Кто назвал свою систему методом научной педагогики?

а) Р. Штайнер;

б) Д. Дьюи;

в) О. Декроли;

г) М. Монтессори.

 

18. Кто представил педагогический процесс в виде рефлекторного акта:

воспитание – переработка – выражение?

а) О. Декроли;

б) И.Ф. Гербарт;

в) Д. Дьюи;

г) В.А. Лай.

19. Автор книги «Мысли о воспитании»:

а) Д. Локк;

б) И.Б. Базедов;

в) Г. Кершенштейнер;

г) Д. Дидро.

 

20. Назовите автора первого устава дошкольного учреждения:

а) Ф. Фребель;

б) Р. Оуэн;

в) И.Ф. Оберлин;

г) С. Уильдерспин.

 

Тест 2. История образования и педагогической мысли в России и Беларуси

1. Кому принадлежат слова: «Книжный разум… есть сокровище вечной жизни»?

а) И. Златоуст;

б) Е. Полоцкая;

в) К. Туровский;

г) В. Мономах.

 

2. Какое произведение не относится к педагогическим памятникам древнерусской литературы?

а) «Поучение Владимира Мономаха детям»;

б) «Веды»;

в) «Пчела»;

г) «Златоуст».

 

3. Кто впервые на территории Беларуси открыл христианские школы для детей обоего пола?

а) К. Туровский;

б) В. Мономах;

в) Е. Полоцкая;

г) В. Тяпинский.

 

4. Как называли учителя в Древней Руси?

а) педагог;

б) мастер грамоты;

в) схоласт;

г) дидаскал.

5. Кто из белорусских просветителей впервые начал печатать книги на родном языке?

а) С. Полоцкий;

б) Ф. Скорина;

в) В. Тяпинский;

г) С. Будный.

 

6. Кому принадлежит идея открытия государственных, светских школ для народа?

а) Е. Славинецкий;

б) С. Будный;

в) С. Полоцкий;

г) Л. Зизаний.

 

7. Какие школы участвовали в борьбе против окатоличивания и ополячивания белорусского населения и решали задачу воспитания национального самосознания у детей?

а) униатские;

б) иезуитские;

в) братские;

г) протестантские.

 

8. Учитель братской школы в г. Бресте и автор «Грамматики словенской»:

а) Л. Зизаний;

б) И. Федоров;

в) С. Полоцкий;

г) М. Смотрицкий.

 

9. Кто оказывал влияние на формирование мировоззрения будущего царя Петра Ι и составил Статут высшего учебного заведения в Москве?

а) братья Лихуды;

б) С. Полоцкий;

в) В. Тяпинский;

г) Е. Славинецкий.

 

10. Положил начало женскому среднему образованию в России, открывал

воспитательные дома:

а) М.В. Ломоносов;

б) И.И. Бецкой;

в) Е.О. Гугель;

г) Петр Ι.

11. Создатель детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», впервые в России употребил слово «педагогика»:

а) А.В. Радищев;

б) В.Ф. Одоевский;

в) К.Д. Ушинский;

г) Н.И. Новиков.

 

12. Педагог, в основе педагогической системы которого лежит идея народности:

а) А.И. Герцен;

б) К.Д. Ушинский;

в) Н.И. Пирогов;

г) Л.Н. Толстой.

 

13. В годы царской реакции обратился к министру народного просвещения России с просьбой преподавания в Белорусском учебном округе юношеству «Истории края» вместе с древнеславянским языком и литературой, а в перспективе белорусский язык:

а) Ф. Бохвиц;

б) А. Довгирд;

в) В.И. Дунин-Марцинкевич;

г) И.Г. Кулаковский.

 

14. Автор книги «Мысли о воспитании человека»:

а) Л.Н. Толстой;

б) Ф. Бохвиц;

в) П.Ф. Каптерев;

г) А. Довгирд.

 

15. Педагог, организатор школы для малолетних детей от 4 до 6 лет при Гатчинском сиротском институте:

а) К.Д. Ушинский;

б) И.И. Бецкой;

в) Е.О. Гугель;

г) В.Ф. Одоевский.

 

16. Первый нарком просвещения в БССР, создатель национальной системы образования:

а) Б.А. Тарашкевич;

б) А.В. Луначарский;

в) В.М. Игнатовский;

г) С.К. Павлович.

17. Педагог, центральной идеей педагогической системы которого впервые является воспитание в коллективе и через коллектив:

а) В.А. Сухомлинский;

б) А.С. Макаренко;

в) Н.К. Крупская;

г) П.П. Блонский.

 

18. Автор книги «Наш детский сад», отстаивала идею разумного свободного воспитания детей дошкольного возраста:

а) Л.К. Шлегер;

б) М.К. Свентицкая;

в) Е.И. Тихеева;

г) Е.Н. Водовозова.

 

19. Занималась разработкой дошкольной дидактики, концепцией игры, под ее руководством была создана «Программа воспитания в детском саду», которая неоднократно переиздавалась с доработками:

а) Е.А. Флерина;

б) Н.А. Ветлугина;

в) А.П. Усова;

г) Д.В. Менджерицкая.

 

20. Педагог-новатор, организатор «Школы радости» для детей шестилетнего возраста:

а) Ш.А. Амонашвили;

б) В.А. Сухомлинский;

в) С.Н. Лысенкова;

г) В.Ф. Шаталов.

Вопросы к экзамену

 

1. Предмет, задачи, источники истории образования и педагогической мысли. Концепции возникновения воспитания.

2. Воспитание в условиях первобытнообщинного строя.

3. Развитие образовательных систем и педагогической мысли в странах Древнего Востока.

4. Системы образования и воспитания в Древней Греции и Древнем Риме.

5. Взгляды античных философов на воспитание и обучение подрастающего поколения: Платон, Аристотель, М.Ф. Квинтилиан.

6. Особенности воспитания и обучения детей у восточных славян в дохристианский период. Роль народной педагогики.

7. Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли восточных славян. Педагогические памятники X–XII вв.

8. Просветительская деятельность Е. Полоцкой и К. Туровского.

9. Монополия церкви на образование в период раннего средневековья. Особенности христианского воспитания.

10. Возникновение светской тенденции в жизни западноевропейского средневекового общества XIII–XIV вв.

11. Характеристика системы рыцарского воспитания.

12. Характеристика эпохи Возрождения (XIV–XVI вв.). Педагогические идеи и практика В. де Фельтре.

13. Представители гуманистического направления в воспитании детей: Ф.Рабле и М. Монтень.

14. Просвещение на территории Беларуси в составе Великого Kняжества Литовского (XIV–XVI вв.). Деятельность Ф. Скорины.

15. Белорусские гуманисты эпохи Возрождения: Н. Гусовский, С. Будный, В. Тяпинский.

16. Характеристика братских школ на территории Беларуси и Украины (XVI–XVII вв.). Педагогические идеи Л. Зизания и М. Смотрицкого.

17. Педагогические взгляды и деятельность С. Полоцкого.

18. Педагогическая система Я.А. Коменского («Великая дидактика»).

19. Учение Я.А. Коменского о материнской школе.

20 Деятельность Эдукационной комиссии Речи Посполитой на территории Беларуси (конец XVIII в.).

21. Педагогическая концепция Дж. Локка («Мысли о воспитании»).

22. Теория «естественного воспитания» Ж.-Ж. Руссо («Эмиль, или О воспитании»).

23. Просветительские реформы начала XVIII в. в России. Педагогические идеи М.В. Ломоносова.

24. Педагогические взгляды и деятельность И.И. Бецкого.

25. Революционно-просветительские идеи А.Н. Радищева и Н.И. Новикова.

26. Педагогическая теория и деятельность И.Г. Песталоцци.

27. Становление системы образования в России и Беларуси в первой половине XIX века.

28. Общественно-педагогическая деятельность и взгляды Н.И. Пирогова.

29. Педагогическая система К.Д. Ушинского.

30. Педагогические идеи русских революционеров-демократов ХΙХ в. (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский).

31. Начальный этап в создании дошкольных учреждений в России (конец XVIII–ХΙХ вв.).

32. Педагогические идеи и деятельность В.Ф. Одоевского («Наука до науки»).

33. Система дошкольного воспитания Ф. Фребеля.

34 Развитие принципа природосообразности в воспитательных системах.

35. Идея «трудовой школы» Г. Кершенштейнера.

36. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи.

37. Основные идеи экспериментальной педагогики (В.А. Лай, С. Холл).

38. Основные идеи теории свободного воспитания и ее представители: Э. Кей, М. Монтессори.

39. Реализация идеи свободного воспитания в России: Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель.

40. Педагогические течения начала XX в., их характеристика (антропологическое, естественнонаучное, социологическое).

41. Педагогические взгляды и деятельность А.С. Симонович («Связь детского сада со школой», «О детских садах»).

42. Педагогические взгляды Е.Н. Водовозовой («Умственное и нравственное воспитание от первого проявления сознания до школьного возраста»).

43. Педагогическая теория П.Ф. Лесгафта («Семейное воспитание ребенка и его значение»).

44. Развитие теории дошкольной педагогики Л.К. Шлегер и Е.И. Тихеевой.

45. Становление и развитие советской системы образования, разработка ее теоретических основ в 1917–1941 гг.

46. Вклад П.П. Блонского и С.Т. Шацкого в становление советской педагогики.

47. Педагогическая деятельность и теория А.С. Макаренко.

48. Советская школа, педагогика, общественное дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

49. Развитие системы народного образования в СССР с 1945 по 1991 гг.

50. Вклад Е.А. Флериной и А.П. Усовой в развитие советской дошкольной педагогики.

51. Гуманистическая педагогическая концепция В.А. Сухомлинского.

52. Основные идеи педагогики сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов и др.).

53. Содержание и основные направления школьных реформ второй половины ХХ в. в Западной Европе и США.

54. Кризисные явления в воспитании школьной молодежи в зарубежных странах и меры, направленные на их преодоление.

55. Тенденции развития школьных систем в современном мире. Характеристика школьных систем образования (Школа завтрашнего дня Д. Ховарда, открытые, общинные школы).

56. Развитие национальной системы образования и педагогической мысли в Республике Беларусь (с 1991 г. по настоящее время).

57. Модернизация системы образования в мире в начале ХХΙ в.

58. Современные зарубежные концепции образования и воспитания (традиционалистская концепция образования, социальная педагогика. феноменологическое направление, экзистенциализм, неотомизм).

59. Положение учителя (воспитателя) в истории образования и требования к нему.

60. Характеристика дошкольных учреждений за рубежом на современном этапе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: