Деятельности предприятия

В.Ф. Данилин

 

АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

Учебное пособие

Аналитические процедуры реализации алгоритма
решения задач детерминированного факторного
анализа

 

 

МОСКВА – 2017


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Московский государственный университет путей сообщения
Императора Николая II»

 


Кафедра «Международный финансовый и управленческий учет»

 

В.Ф. Данилин

 

 

АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА

ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Учебное пособие

для студентов направления 38.03.01 «Экономика»

квалификация «Бакалавр»

 

МОСКВА - 2017


 

 

УДК 658.003.12

Д 18

Данилин В.Ф. Аналитические процедуры реализации алгоритма решения задач детерминированного факторного анализа. Учебное пособие. – М.: РУТ - МИИТ, 2017. - 120 с.

Пособие по дисциплине «Анализ и диагностика финансово- хозяйственной деятельности предприятия» подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавров «Экономика», примерной программой профильного УМО по дисциплине «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия», а также рабочей программой МИИТа.

Дисциплина «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия (организации)» изучается студентами четвертого курса и входит в базовую часть профессионального цикла Б3.

В данном пособии раскрываются принципы, способы и алгоритмы выполнения аналитических процедур дискретного факторного анализа использования производственных ресурсов, результатов хозяйственной деятельности предприятия и оценки его финансового состояния.

Рецензенты: д.э.н., профессор МГУПС (МИИТ) Ю.И. Соколов;

генеральный директор ООО «АРКОС Интерьер» И.Г. Матвеева

© РУТ - МИИТ, 2017


 

1. Экономический анализ в период перехода к рыночным
отношениям

Перестройка хозяйственного механизма и его ориентация на рыночные отношения требуют пересмотра традиционного понимания многих важных экономических категорий, а в отдельных случаях наполнения их совершенно иным смыслом и практическим содержанием.

Объективные процессы децентрализации систем управления народным хозяйством и его отраслями, перенесения центра тяжести на микроуровень, непосредственно к процессам производства и обмена, связаны с возникновением альтернативных и равноправных форм собственности и составляют необходимое условие формирования рыночных отношений.

В новых условиях возникает настоятельная необходимость приведения в соответствие всех элементов формирующейся системы управления с адекватными ей методами хозяйствования, важнейшим из которых выступает коммерческий расчет.

Появление (восстановление) этой экономической категории диалектически обусловлено и практически оправдано, так как она в целом отражает суть происходивших во времена нэпа и сегодня изменений в нашей экономике, когда требование соизмерения размеров вложенных средств с финансовым результатом их вложения превращается в главенствующее.

Такая постановка вопроса вовсе не означает полного отказа от накопленного теоретического потенциала и практического опыта использования такого метода, как хозяйственный расчет, хотя следует признать, что многие его теоретические положения излишне идеологизированы и схоластичны, а практические результаты внедрения форм и моделей весьма неутешительны. По сути, это были не формы и модели хозяйственного расчета как такового, а лишь алгоритмы распределения и перераспределения прибыли.

Таким образом, практика хозрасчета не охватывала основного этапа - получения прибыли и ее стимулирования и потому не обеспечивала реализации провозглашенных теорией принципов хозяйственного расчета. Поэтому с полным основанием можно сказать, что практика существовавшего ранее хозяйственного расчета, ориентированная на монопольную форму собственности, централизацию управления, жесткую систему планирования и, как следствие, отсутствие рынка в его изначальном понимании, по существу, являлась детищем командно-административной системы управления и в определенной степени служила ее интересам.

Сфера использования рационального начала хозяйственного расчета ограничена макроуровнем, необходимостью государственного регулирования в целях обеспечения сочетания экономических интересов субъектов различных форм собственности в процессе расширенного воспроизводства.

Особенность анализа коммерческой деятельности в условиях рыночных отношений - существенное изменение его задач и функций, что влечет за собой изменение его методологии и методики. С ориентацией производственной, посреднической и других видов деятельности на требования как внутреннего, так и внешнего рынка возникают совершенно новые, не традиционные для нашей хозяйственной практики задачи, реализуемые в рамках маркетинговой деятельности предприятия. Необходимо отметить двойственный характер применяемых в маркетинге методов и приемов анализа.

С одной стороны, анализ коммерческой деятельности выступает как средство реализации функций маркетинга, с другой — как функция управления маркетинговой деятельностью в целом. В первом случае применяется методический аппарат для анализа внутренней и внешней среды, в которой функционирует предприятие, анализа рынков, производителей сырья и потребителей, конкурентоспособности продукции, предоставляемых услуг, спроса и сбыта, формирования ценовой политики и т. д. Во втором - сопоставляются затраты на содержание маркетинговой службы и влияние результатов ее функционирования на формирование прибыли. Результаты данного анализа представляют собой часть аналитических разработок, осуществляемых в рамках анализа всей хозяйственной деятельности предприятия.

Существенное расширение состава субъектов анализа связано также с формированием рынка услуг и появлением целого ряда нетрадиционных для нашей экономики финансово-кредитных институтов (инжиниринговых, консалтинговых, лизинговых и факторинговых и др.). Как известно, услуги обладают всеми признаками товара, имеют общественную потребительную стоимость и потребляются посредством обмена. Таким образом, объектом анализа могут служить все этапы жизненного цикла сферы услуг, а при предоставлении отдельных из них, например консалтинговых, - основным средством их создания.

Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций как коммерческой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях наибольшее значение приобретает оперативный или ситуационный коммерческий анализ. Особенность ситуационного анализа — его комплексность, что позволяет по состоянию на определенную дату оценить характер изменений на рынке, позитивные и негативные результаты финансовой деятельности, своевременно сформировать рекомендации и выводы для разработки тактики маркетинга и текущих планов предприятия.

Ситуационный анализ коммерческой деятельности основан на компьютерной технологии обработки оперативных информационных массивов. Режим предоставления результатов ситуационного анализа - запросный и построен на основе ответов по заранее определенной аналитической программе, состоящей из отдельных блоков, характеризующих состояние рынков, экспортно-импортных операций, состав покупателей и конкурентов, состояние внутренней и внешней среды, цен и ценовой политики, товародвижения и сбыта, спроса и сервисных услуг. Это позволяет оперативно управлять маркетинговой деятельностью предприятий.

Результаты оперативного анализа используются также на уровне отдельных функциональных служб предприятия. Эта информация не содержит всего комплекса аналитических показателей и в этом смысле является строго ориентированной и фрагментарной. В то же время эти информационные массивы могут быть более детализированными и потому не дублирующими ситуационный анализ коммерческой деятельности.

Ясно, что проведение ситуационного и оперативного анализа коммерческой деятельности предъявляет повышенные требования к информационному обеспечению, состав которого в существенной мере изменяется. Эти изменения коснутся как макро-, так и микроуровня.

В новых условиях следует ожидать значительного сокращения поступления отчетных данных с микроуровня на макроуровень. Этому процессу будет способствовать коммерческая тайна, которая уже фактически имеет место на ряде совместных и частных предприятий, ассоциаций, акционерных обществ, кооперативов и др.

Развитие информационной базы анализа на микроуровне будет, на наш взгляд, иметь обратную тенденцию, его состав в существенной мере расширится. Если раньше он на 80% определялся действующей системой бухгалтерского учета и отчетности, то теперь это соотношение изменится за счет увеличения удельного веса вне учетных источников информации, характеризующих состояние внешней среды: рынков товаров и услуг, их конкурентоспособности, процентных ставок и котировки валюты, устанавливаемых государственными, коммерческими банками, рынка услуг и рабочей силы и др. Создание комплексных автоматизированных информационных систем коммерческой информации - задача весьма сложная, но, как показала международная практика, вполне осуществимая.

Важная функция маркетинга - ценообразование и определение ценовой политики. Кроме калькуляции себестоимости товаров и услуг с учетом средней нормы прибыли, ценовая политика определяется на основе анализа коммерческой деятельности, что, в конечном счете, определяет уровень договорных цен. Особенность формирования договорных цен - использование системы коммерческих поправок к цене, количественное значение которых зависит от конкретных условий договора. Вместе с тем при окончательном согласовании договорных цен возможна их корректировка в зависимости от результатов ситуационного анализа коммерческой деятельности на момент подписания контракта или договора. Существенное влияние при этом оказывают финансовое положение и платежеспособность предприятия, состояние «портфеля заказов» и другие факторы. В отдельных случаях договорные цены могут быть убыточные, если это целесообразно для предприятия по причинам объективного характера.

Коммерческие и договорные цены формируются с помощью приемов и методов коммерческой калькуляции, которая также становится важнейшей функцией маркетинговой деятельности. Таким образом, между анализом коммерческой деятельности и коммерческой калькуляцией существует прямая и обратная информационная и методологическая связь.

Коммерческая деятельность в нынешних условиях приобретает многоплановый характер. Она предполагает тесное взаимодействие всех коммерческих служб предприятий, включая маркетинговую.

В этих условиях анализ коммерческой деятельности становится важной функцией менеджмента. Умело организовать аналитическую работу на предприятии - значит обеспечить синтез аналитической информации, как отдельных функциональных служб, так и служб менеджмента. Поэтому не случайно организационная структура иностранных фирм предусматривает обособление аналитических служб (центральное аналитическое бюро), результатов всех практикуемых видов анализа (ретроспективного, оперативного, ситуационного и перспективного).

Все это требует подготовки высококвалифицированных специалистов в области анализа коммерческой деятельности и коммерческой калькуляции, сочетающих в себе умение выполнять комплексные работы учетно-аналитического, валютно-финансового, технико - производственного, сбытового и исследовательского характера. Эти требования и определяют сегодня квалификационный уровень менеджера.

Особой задачей экономического анализа в современных условиях является исследование коммерческого риска. Затратный метод, существовавший ранее, административно-командное управление, широко распространенная практика дотирования убыточных предприятий заменяются гибкой коммерческой системой, действительно связанной часто с конкурентной непредсказуемостью, с значительным коммерческим риском. В экономических структурах развитых капиталистических государств имеются специальные научно-исследовательские подразделения, разрабатывающие методику анализа коммерческого риска.

Коммерческий риск в условиях рыночной экономики - категория объективная, доставляющая массу хлопот предпринимателям, ведущим хозяйственно-финансовую деятельность при любой форме собственности. Преодолеть возникающие трудности с наименьшим риском можно при двух непременных условиях:

Во-первых, с помощью организации тщательного анализа затрат живого и овеществленного труда, регулярного учета, контроля и анализа себестоимости в процессе производства и реализации продукции (промышленного и потребительского назначения). Здесь первостепенная роль принадлежит производственной и торговой калькуляции. Именно она должна превратиться в надежную лоцию, которая поможет проложить верный курс в море свободной экономики. Пока действующая практика свободного ценообразования меньше всего опирается на точные калькуляционные расчеты в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Наблюдающийся ценовой беспредел, свободная «накрутка» цен во многом порождаются крайним ослаблением, а порой и полным отсутствием контроля и анализа со стороны общества за процессом ценообразования;

Во вторых, кардинальной перестройкой анализа потребительского спроса в условиях либерализации цен. Изучение потребительского спроса всегда являлось слабым местом нашей экономики. Централизованное фондирование, сложная система управления товарными потоками, многозвенная система прохождения любого товара делали его путь от производителя к потребителю поистине «тернистым». Международный подход, мировой стандарт, мудро выраженный в формуле «Von der Hand im dem Mund» («из рук производителя в рот потребителя»), сплошь и рядом нарушался.

Только решительное расширение производства и выпуска товаров, наполнение прилавков продуктами питания и другими товарами первой необходимости могут вывести рыночную экономику на принципиально новый путь развития. Иначе - товарный дефицит, а порой и товарный голод, порождающий безудержную спекуляцию и «ценовой беспредел».

Мероприятия по преобразованию форм собственности, в первую очередь приватизация торговых предприятий, должны предусматривать решение не только организационных вопросов, т. е. как и кому передать магазин или кафе, но и экономических, направленных на создание отвечающих новым требованиям систем учета, контроля, анализа и планирования. При этом надо учитывать, что особенностью коммерческой деятельности любого предприятия в условиях формирующегося рынка, а надо полагать, и в дальнейшем - и это показал опыт создания кооперативов, малых предприятий, товариществ и обществ с ограниченной ответственностью - будет универсализация видов деятельности, а следовательно, и объектов экономического управления. Это, несомненно, должно найти свое отражение, как в структуре маркетинговых служб, так и в составе функциональных задач всей коммерческой деятельности торговых предприятий, естественно, при достаточном товарном обеспечении.

Содержательный и хронологический аспекты процесса управления коммерческой деятельностью позволяют выделить его основные этапы — предварительный, оперативный и заключительный, тем самым классифицировать виды анализа коммерческой деятельности в соответствии с этими признаками. Учитывая, что управление коммерческой деятельностью представляет собой синтетический процесс, следует указать, что на практике виды анализа вряд ли могут существовать обособленно друг от друга, так сказать, в «чистом» виде. Вместе с тем понимание методологических особенностей различных видов анализа чрезвычайно важно для организации коммерческой работы на предприятии.

Рыночные отношения, как известно, характеризуются динамичностью конъюнктуры внешней и состоянием внутренней среды предприятия. Поэтому усиление роли и значения в ближайшем будущем оперативного управления и, как следствие, оперативного анализа представляется вполне очевидным.

Предпосылкой оперативного анализа на предприятии является использование компьютерных технологий сбора, обработки и хранения оперативной экономической информации. Факт существенного отставания торговли страны от общепринятых стандартов компьютеризации общеизвестен и не требует дополнительной констатации. Отсюда нерешенность задачи оперативного учета товарной реализации в розничной торговле, что, в свою очередь, является наиболее существенным фактором, сдерживающим внедрение в практику методов оперативного анализа управления.

Одним из важнейших условий организации оперативного анализа (как и ретроспективного, и прогнозного) является прочная, унифицированная информационная база. В дореволюционной России, как отмечалось выше, такая база отсутствовала. Иное положение сейчас. Министерством финансов разработаны и утверждены План счетов бухгалтерского учета финансово- хозяйственной деятельности предприятий, единые формы бухгалтерской отчетности. Они введены в действие и обязательны для всех предприятий, объединений и организаций (кроме банков и бюджетных учреждений), включая предприятия с участием иностранных инвесторов (совместные предприятия) и предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам. А позднее приказом Министерства финансов Российской Федерации было утверждено Положение о бухгалтерском учете и отчетности.

Обобщив некоторый опыт аналитических разработок, имевших место в царской России, довольно развитую теорию и богатую практику анализа послереволюционного развития (освободив их от ненужной идеологизации), можно серьезно продвинуть вперед все проблемы экономического анализа. Полагаем, что их можно решать, начиная не «с чистого листа».

Не следует отказываться и от плодотворного содружества с учеными стран бывшего социалистического содружества. Оно касалось многих теоретических вопросов, решаемых совместно, практических контактов и обменов; издания произведений наших авторов на иностранных языках и перевода книг зарубежных коллег на русский язык. Тем более не следует нарушать прочные научные связи, установившиеся за долгие годы с научными и практическими работниками стран СНГ.

Традиционные и особенно математические методы анализа хозяйственно-финансовой деятельности с применением персональных компьютеров и более сложных электронно- вычислительных систем пригодны для всех времен и народов.

Краткий исторический очерк о развитии экономического анализа в нашей стране следует завершить тезисом о большом вкладе в мировую теорию и практику экономического анализа на макро и микроуровне отечественных ученых. Особенно об этом необходимо помнить в распространенных сейчас суждениях о необходимости перевода бухгалтерского учета и статистики на мировые стандарты, о внедрении системы национального счетоводства (СНС).

Подтверждая исторический факт, что начальной посылкой метода национального счетоводства стало учение французского экономиста Ф. Кенэ с его «Экономическими таблицами» (1758 г.), что теоретические проблемы национального счетоводства нашли место в работах Д. Кейнса, А. Боули и других известных ученых, обосновывавших методы исчисления национального дохода, необходимо подчеркнуть, что первая СНС была создана для Палестины лишь по данным за 1936 г. «Последующее совершенствование методов СНС позволило создать современную систему Национального Счетоводства Объединенных Наций. В ней принципиально новыми методами можно считать разбивку производства по отраслям народного хозяйства и прочим производителям, включение в СНС межотраслевого баланса, более подробный учет финансовой сферы с выделением финансовых секторов и потоков финансовых активов, также введение балансов имущества» [45, с. 380—381].

Принимая во внимание все, сказанное выше, нельзя игнорировать и факт, что впервые в мировой статистической системе макроэкономические расчеты, были претворены в жизнь при составлении народнохозяйственного плана СССР на 1923—24 гг. (под руководством П. Попова). Идеи Дмитриева и Крицмана о взаимоувязке затрат и выпуска продукции нашли математическую формализацию в уравнениях В. Леонтьева, вошедших в мировую экономическую мысль.

Модель Леонтьева такова:

х = Ах + V,

где х — объем производства какой-либо отрасли; V — конечный продукт этой отрасли;

А — матрица технологических коэффициентов прямых затрат а^, которые показывают, сколько продукции отрасли i необходимо затратить для производства единицы продукции отрасли j.[1]

Понятно, что модели «inputautput», успешно применяемые в практике с цивилизованной рыночной экономикой могут найти место и в нашей стране, вставшей на путь рыночного развития. И естественно то, что они могут лечь в основу столь необходимого сейчас макроэкономического анализа.

Экономический анализ на микроуровне за последние 80 лет находился у нас в состоянии постоянного развития и совершенствования. Сформировались в этой области теоретические основы, осуществлены обстоятельные отраслевые разработки, освоены методы и приемы анализа хозяйственно-финансовой деятельности отдельных предприятий и их объединений (различной формы собственности). Сформировалась наука и учебный курс высших учебных заведений. Изданы многочисленные монографические исследования, учебники, практические и методические пособия (им несть числа). Без ложной скромности можно заметить, что в этой области мы существенно опередили Запад.

В западных странах методы экономического и экономико-математического анализа рассредоточены по ряду сопредельных дисциплин (бухгалтерский учет, статистика, управление, финансы, банковское дело, менеджмент, маркетинг). Все эти дисциплины используют методы и модели экономического анализа, но их разработка, обоснование, формирование, экспериментальная проверка дело особой науки - экономического анализа.

За многие десятки лет нам почти не встречались самостоятельные публикации авторов капиталистических стран, посвященные собственно экономическому анализу (теории, методологии, методам и приемам).

В некоторой мере исключением является лишь английское издание «Бухгалтерский анализ», предназначенное в качестве учебника для банкиров, бизнесменов, менеджеров, бухгалтеров, статистиков, плановиков и аудиторов (перевод С. М. Тимачева, Киев, Торгово-издательское бюро BHV, 1993), Из 400 с лишним страниц текста вопросам анализа отведено примерно одна четверть - анализ относительных показателей, анализ движения средств, краткосрочный анализ, долгосрочный анализ, прогнозы и перспективные оценки. Эти вопросы излагаются исключительно в практическом ключе, на материалах конкретных компаний. В нашем понимании данное издание скорее можно назвать практическим пособием.

В иностранной литературе в большей мере, чем в нашей, разрабатываются вопросы экспертной диагностики финансового положения предприятий, прогнозному экономическому анализу. В условиях рыночной неустойчивости и коммерческого риска эта проблема приобретает в нашей стране чрезвычайное значение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: