Основные направления развития экономического анализа в современных условиях

В современных условиях перехода к экономическим методам управления возникает необходимость создания новой, более глубокой концепции экономического анализа, которая предполагает его развитие в следующих направлениях:

1. Разработка методик по вопросам изучения рынка.

Несмотря на то, что страна перешла к рыночным отношениям, до настоящего времени не выработан механизм оценки таких важных объектов анализа, как оценка конкурентоспособности продукции, условия цен на рынке, изучение маркетинговой стратегии предприятия и т. п. В зарубежной и отечественной литературе описано много подходов к указанным направлениям анализа, но они не могут быть применены на практике, так как отсутствует информация. В частности, статистика не собирает сведения, необходимые для определения емкости рынка в разрезе товаров, доли рынка, спроса на товар, его эластичности и т. п. Достаточно сложно получить данные по техническим параметрам конкурентоспособности в службе научно-технической информации и внешнеторговых организациях с целью оценки конкуренции за рубежом, в том числе по нормативным параметрам. Те фирмы, которые уже столкнулись с этими проблемами, приобрели определенный опыт, но все же эффект будет больше, если еще на стадии разработки нового изделия предприятие сможет заранее провести анализ его конкурентоспособности.

2. В связи с развитием широкой сети малых и средних предприятий, обладающих повышенной хозяйственной гибкостью, приспосабливаемостью к запросам рынка, необходимо развитие анализа производства в малом и среднем бизнесе. Существующие в настоящее время методики анализа предназначены для использования на крупных предприятиях, опираются на бухгалтерскую и статистическую отчетность, предполагают наличие трудоемких расчетов. Малый и средний бизнес чаще работает на основе интуиции и опыта руководителя.

3. В условиях развития различных форм собственности необходим переход к многовариантному управлению. Это требует аналитического обоснования каждого варианта, а, следовательно, и развития многовариантного анализа.

4. В условиях изменения и закрытости информационной базы особая роль отводится использованию данных синтетического или аналитического бухучета.

5. Возрастание роли стратегического анализа.

Традиционно анализ проводится по данным периодической отчетности, то есть уже за прошедший период. Но любой руководитель, инвестор, акционер должен быть уверен в положительной перспективе развития предприятия, то есть заранее располагать информацией о финансовом состоянии, перспективах закрепления на рынке, спросе на его товар и т. п. Дать такую уверенность может предварительный анализ, поэтому, наряду с разработкой стратегии развития компании, необходима разработка методики стратегического анализа.

6. Особое значение приобретает анализ фактической эффективности новых методов хозяйствования, систем управления, создания совместных предприятий.

7. В условиях совершенствования территориального самоуправления возникает потребность в развитии регионального анализа.

8. Значительных изменений требует организация аналитической работы.

Так, наряду с традиционными исследованиями, широкое распространение получает практика проведения аналитических исследований временно создаваемыми творческими коллективами. В частности, провести функционально-стоимостной анализ или анализ инвестиционного проекта силами экономистов-аналитиков отдельного предприятия не представляется возможным из-за сложности объекта исследования, большого объема специфической информации, трудоемкости расчетов, неподготовленности кадров.

9. Усложнение экономического анализа требует значительного расширения и обоснования его методик, прежде всего на основе использования экономико-математического моделирования и применения компьютерной техники.

3.2. Экономический анализ, его значение и перспективы развития
в современных условиях.

Успешное выполнение задачи повышения эффективности хозяйствования требует совершенствования всей системы управления и, в частности, развития и расширения аналитической работы.

В экономической литературе нет единства мнений в определении предмета экономического анализа. Наиболее точным, по моему мнению, является то, которое дано экономистами, считающими, что под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, объединений. Принятие управленческих решений во многом определяется глубиной знания дела конкретного исполнителя, его экономической и организационной подготовленностью.

Экономический анализ изучает те хозяйственные процессы и конечные результаты хозяйственной деятельности предприятий, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, которые получили отражение в системе экономической информации, в данных бухгалтерского, статистического и оперативного учёта, бухгалтерской и статистической отчётности, плановой, технической и другой информации.

Результаты хозяйственной деятельности должны рассматриваться с точки зрения их соответствия требованиям объективных экономических законов и задачам, поставленным перед изучаемым объектом.

Анализ представляет собой особый вид управленческой деятельности, который предшествует принятию решений и сводится к их обоснованию на базе имеющейся информации. Он занимает промежуточное место между функциями фиксации и обработки данных (бухгалтерский учет, статистика, отчетность), а также функциями, связанными с принятием решений (планирование, оперативное управление, организация, контроль).

Следует различать анализ в широком и узком смысле слова.

В широком смысле он охватывает все звенья и структуру экономики в целом, то есть сферу материального производства и непроизводственную сферу. Такой анализ исследует большие совокупности: экономические районы, отрасли, экономику России в целом. Чаще его называют статистическим.

Экономический анализ в узком смысле охватывает экономику отдельного звена - предприятия, учреждения, организации. Чаще его называют анализом хозяйственной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: