Метод анализа хозяйственной деятельности включает в себя целую систему способов и приемов, дающих возможность научного исследования экономических явлений и процессов, составляющих хозяйственную деятельность организации. При этом любой из способов и приемов, применяемых в экономическом анализе, может быть назван методом в узком смысле этого слова, как синоним понятий «способ» и «прием». Анализ хозяйственной деятельности использует также способы и приемы, характерные для других наук, особенно статистики и математики.
Метод анализа представляет собой совокупность способов и приемов, обеспечивающих системное, комплексное исследование влияния отдельных факторов на изменение экономических показателей и выявление резервов улучшения деятельности организаций.
1. Переход от оценки деятельности организации по общим результатам выполнения бизнес-планов к детализации этих результатов по пространственному и временному признакам;
2. Исчисление влияния отдельных факторов на экономические показатели (там, где это возможно);
|
|
3. Сравнение показателей данной организации с показателями других организаций;
4. Комплексное использование всех имеющихся источников экономической информации;
5. Обобщение результатов проведенного экономического анализа и сводный подсчет выявленных резервов улучшения деятельности организации.
В процессе проведения анализа хозяйственной деятельности используется большое количество специальных способов и приемов, в которых проявляется системный, комплексный характер анализа.
Системный характер экономического анализа проявляется в том, что все хозяйственные явления и процессы, которые и составляют деятельность организации, рассматриваются в качестве определенных совокупностей, состоящих из отдельных составных частей, связанных между собой и в целом с системой, которой является хозяйственная деятельность организации. При проведении анализа происходит исследование взаимосвязей между отдельными составными частями названных совокупностей, а также этими частями и совокупностью в целом, и наконец, между отдельными совокупностями и деятельностью организации в целом. Последняя рассматривается как система, а все перечисленные ее составляющие — как подсистемы различных уровней. Например, организация как система включает в себя ряд цехов, т.е. подсистем, представляющих собой совокупности, состоящие из отдельных производственных участков и рабочих мест, то есть подсистем второго и более высоких порядков. Экономический анализ изучает взаимосвязи системы и подсистем различных уровней, а также последних между собой.
|
|
Кластерный анализ – совокупность математических методов, предназначенных для формирования информации о расстояниях или связях между объектами. Выделяется два основных типа методов анализа в зависимости от того, одновременно или последовательно отыскиваются кластеры.
Среди первых широкое распространение получили так называемые вариационные методы, основанные на оптимизации того или иного показателя качества выявлений кластерной структуры, и агломеративные методы, основанные на последовательном объединении пар наиболее близких кластеров. Среди вторых можно отметить методы, основанные на явном определении понятия кластера, как правило, в терминах максимально допустимого «радиуса» или «порога существенности» связей.
Наибольший интерес представляют методы, вычислительные процедуры которых могут быть организованны любым из указанных способов:
анализ культурных и демографических факторов – анализ, выявляющий сдвиги в структуре потребления, вкусах и стиле жизни населения в целом и его отдельных демографических групп с целью предвосхитить развитие новых видов и исчезновение традиционных потребностей, проследить воздействие таких изменений на структуру производства;
анализ стоимостный – комплексный аналитико-методический анализ, направленный на то, чтобы в изделии были заложены только интересующие потребителя функции с необходимым ему уровнем качества и, соответственно, были исключены все излишние функции, увеличивающие затраты на разработку, производство, сбыт и эксплуатацию изделия. Стоимостный анализ позволяет минимизировать затраты фирмы на изделие при разумных (оптимальных для целевого рынка) уровнях его качественных характеристик, что, в свою очередь, позволяет существенно повысить конкурентоспособность товара;
финансовый анализ:
а) это анализ соответствия реальной экономической ситуации величины, состава и структуры денежных и квазиденежных фондов, денежных потоков, уровня и динамики цен, финансовых отношений между хозяйствующими субъектами, а также с регулирующими системами на рынке. На уровне государства – это анализ создания, движения, распределения и перераспределения, использования финансовых ресурсов, движения денежных средств, денежного обращения;
б) кроме этого к финансовому анализу относится также анализ, направленный на получение комплексных оценок финансового состояния хозяйствующих субъектов, отраслей и территорий. Он осуществляется путём разработки и использования системы показателей, исходя из направлений и содержания финансового анализа и выбора методов его проведения.
Среди них выделяются:
метод балансовой увязки остатков и оборотов денежных средств;
статистическая характеристика динамики финансовых показателей с использованием индексного метода и метода средних величин;
метод группировок;
структурная характеристика явлений;
определение трендов развития финансовых процессов;
анализ регрессионный, корреляционный и дисперсионный финансово-денежных отношений;
графическая характеристика анализируемых явлений;
вертикальный анализ – один из методов финансового анализа, заключающийся в сопоставлении финансовых показателей за два или более года. Он помогает выявить различные отклонения, требующие изучения. Чтобы сделать верные выводы, важно показать как абсолютные, так и относительные изменения показателей. Вертикальный анализ означает выражение каждой статьи данного финансового отчёта через процентное отношение к данной определённой базовой статье. В балансе в качестве базы используют совокупные активы, в отчёте о доходах – доходы от основной деятельности и в отчёте о движении наличных средств – чистый прирост наличных средств за отчётный период. С помощью вертикального анализа можно выявить основные тенденции и изменения в деятельности компаний. Данные вертикального анализа можно сопоставить с аналогичными данными компании-конкурентов и средними по отрасли показателями и выяснить положение компании среди других компаний отрасли; также можно показать соотношения текущих и долгосрочных активов, выявить изменения состава текущих активов по сравнению с предыдущим периодом; показать сколько затрат приходится на каждую единицу дохода;
|
|
анализ горизонтальный – один из видов техники финансового анализа, заключающийся в определении абсолютного или относительного изменения показателей в текущем году по сравнению с предыдущим;
анализ финансовый фундаментальный – финансовый анализ, предусматривающий изучение балансов, годовых отчётов, положения на бирже и перспектив развития в различных отраслях в контексте макроэкономики;
анализ финансовых аспектов – это анализ, основная цель которого заключается в выяснении способностей фирмы финансировать существующие и намеченные на перспективу направления деятельности с учётом возможной перестройки «портфеля направлений»;
анализ финансовых отчётов – обобщающее понятие, используемое для обозначения приёмов, которые позволяют выявить существенные взаимосвязи в финансовых отчётах и облегчают сравнение показателей деятельности компаний во времени и с другими компаниями. Он включает в себя:
горизонтальный анализ (от года к году);
анализ тенденций (горизонтальный анализ, расширенный до несколько лет);
вертикальный анализ (показывает взаимосвязь частей финансовых отчётов как одного целого);
анализ показателей: ликвидности организации, прибыльности (доходности, рентабельности), долгосрочной платёжеспособности, а также показателей, связанных с состоянием рынка (например, с текущей рыночной ценой акций данной компании);
анализ финансовых соотношений – анализ, проводимый по данным расчёта соотношений между различными финансовыми показателями деятельности компании для определения рисков, тенденций изменения финансовой структуры компании, оценки её кредитоспособности, выбора направления и источника финансирования. В этих целях используются месячные, квартальные, полугодовые и годовые показатели;
|
|
анализ функционально-стоимостной – методология комплексного системного исследования функций объектов, направленная на обеспечение общественно необходимых потребительских свойств объектов при минимальных затратах на всех стадиях жизненного цикла;
анализ хозяйственной деятельности – изучение и оценка использования всех видов хозяйственных ресурсов и результатов работы предприятий и организаций с целью повышения их эффективности. В процессе данного вида анализа раскрываются экономические, социальные и другие факторы, влияющие на эффективность производства, что служит основой для выбора и обоснования управленческих решений;
анализ безубыточности – определение объёма сбываемой продукции, при котором выручка покрывает издержки за соответствующий период. Обычно он представляется в форме графика, позволяющего определить уровни доходов и затрат при различных уровнях деловой активности в зависимости от объёма производства или продаж; при этом можно рассчитать, показать на самом графике точку безубыточности как минимальный объём производства, при котором выручка от реализации продукции в точности равняется сумме постоянных и переменных затрат, т.е. точку, в которой полученный доход в точности покрывает затраты. На графике слева от точки безубыточности находится убыточная область, а справа – прибыльная;
анализ показателей производственно-сбытовой деятельности – анализ, направленный на выявление эффективности деятельности фирмы по каждому из направлений производства и сбыта. Его конечная цель – выяснение целесообразности изменения (или сохранения) стратегии по каждому из направлений. Основной критерий этого анализа – приведение показателей деятельности в соответствие целевым установкам фирмы (норме прибыли, темпу роста объёма продаж);
анализ критических соотношений – анализ соотношений выручки от реализации, объёма производства, прибыли и сравнение их с критическими для данной отрасли, фирмы значениями;
анализ положения предприятия (SWOT-анализ) – выявление сильных и слабых сторон предприятия с позиции конкуренции;
анализ приростной доходности – анализ соотношения приростной выручки и себестоимости;
анализ прогноза – сопоставление прогноза более общего показателя с прогнозами составляющих его частных показателей. Например, прогноз валового национального продукта должен согласовываться с отраслевыми прогнозами, а те, в свою очередь, с прогнозами соответственно предприятий. Этот анализ предполагает сопоставление полученного прогноза с прогнозами на тот же период других родственных или связанных с ним показателей, сравнение фактических и прогнозных значений на прошлые моменты времени. При наличии альтернативных прогнозов на стадии анализа решается задача выбора наилучшего прогноза и метода его получения;
анализ производственных операций – определение производственных заданий, социальных и личных характеристик работы с целью повышения эффективности труда;
анализ работ – детальное изучение конкретного вида работы, приводящее к выработке рекомендаций о том, как её выполнять, более рационально и какие качества необходимы тем, кто должен ею заниматься;
анализ рабочего времени – исследование, касающееся улучшения методов работы и анализа продолжительности времени, необходимого для выполнения отдельных работ. Его целью являются сокращение усилий, прилагаемых при различных операциях, организация процесса труда в наиболее экономичном режиме и обеспечение данными плановых, оценочных и финансовых разработок;
анализ содержания работы – определение задач, которые должны быть выполнены, а также индивидуально-социальные характеристики такой работы для обеспечения более эффективного и целесообразного найма работников;
анализ задач – приём, используемый в управлении предприятием; процесс расчленения общей задачи на ряд составных, например, при структурировании организации. Такое деление производится по объектам, исполнителям, фазам производства, уровням принятия решений, целям, поставленным перед предприятием и его подразделениями;
анализ затрат и результатов – 1) использование таблицы затрат и результатов для исследования взаимозависимостей между различными частями (секторами и отраслями) экономики и для составления экономических прогнозов и планов; 2) метод принятия решения о том, следует ли осуществлять данный проект, основанный на сопоставлении соответствующих оптимальных затрат и потенциальных результатов. Может использоваться при оценке частных инвестиционных проектов, в расчёте затрат и поступлений и оценки чистой приведённой стоимости проекта, если результат является положительным числом, проект будет рентабельным. Анализ затрат и результатов часто используется и государственными органами в попытках оценить все социальные затраты и положительные результаты проекта;
анализ матричный – метод научного исследования свойств объектов на основе использования правил теории матриц, по которым определяется значение элементов модели, отображающих взаимосвязи экономических объектов. Используется в тех случаях, когда главным объектом исследования являются балансовые соотношения затрат и результатов производственно-хозяйственной деятельности и нормативы затрат и выпусков.
Ряд форм экономического анализа связан с политикой маркетинга фирмы:
– анализ общеэкономической ситуации – анализ, основной целью которого является выявление общеэкономических факторов, которые могут повлиять на условия сбыта на данном рынке;
– анализ политических факторов – анализ, основной целью которого является выявление экономического влияния изменений в методах государственного регулирования, действий профсоюзных организаций, определение воздействия законодательных изменений на производственно-сбытовую деятельность, прогноз эффекта внешнеполитических событий на изменение перспектив развития рынков в тех или иных государствах и регионах.
Анализ IS–LM – макроэкономический анализ, позволяющий увязать ситуацию на рынке товаров с ситуацией на рынке денежного предложения с помощью кривой IS, каждая точка которой отражает сочетание ставки процента и реального национального продукта с планируемыми инвестициями, равными планируемым сбережениям и кривой LM, каждая точка которой отражает ставки процента и реального национального продукта с денежным предложением, равным спросу на деньги. Пересечение кривых означает, что денежное предложение достаточно для такой ставки процента, которое уравновешивает планируемые инвестиции и планируемые сбережения. Поскольку кривая IS связана с планируемыми расходами, её изменение отражает изменения в фискальной политике. Кривая LM отражает изменения в монетарной политике, поскольку связана с денежным предложением. Таким образом, IS–LM – анализ позволяет оценить взаимодействующее влияние на макроэкономику фискальной и монетарной политики. Инструменты данного анализа были разработаны Дж.Р. Хиксом в 1930-е гг. и Э. Хансеном в 1950-е гг.:
анализ внешней среды в менеджменте – процесс стратегического управления, предназначенный для контроля факторов, внешних по отношению к организации с целью определения возможностей и опасностей. Факторы внешней среды: экономические, конкурентные, социальные, политические, рыночные, международные, технологические;
анализ возможностей производства и сбыта – анализ намеченных показателей продаж, издержек и прибыли с целью установления соответствует ли замысел товара и стратегия маркетинга целям фирмы;
анализ возможностей сбыта – замеры и оценка показателей фактических продаж в сопоставлении с плановыми;
анализ маркетинговых затрат – анализ стоимостной эффективности различных маркетинговых факторов (ассортиментные группы, методы реализации, сбытовые территории, участники каналов сбыта, торговый персонал, рекламные средства и виды потребления), позволяющий определить, какие затраты эффективны, а какие нет, и внести соответствующие изменения;
анализ плана маркетинга – анализ, включающий сравнение реального развития событий с запланированными или ожидаемыми показателями в течение определённого периода времени;
анализ поставщиков – оценка поставщиков по таким показателям, как качество, обслуживание и цены;
анализ потребителей – анализ, направленный на изучение вкусов, дифференциацию структуры потребностей по группам потребителей, выявление неудовлетворенных потребностей, мотивов предпочтения потребителем тех или иных товаров;
анализ размеров спроса – анализ, направленный на выявление разрыва между спросом и предложением для выяснения решения о наиболее прибыльных направлениях производства;
анализ разрыва – метод табличного выражения всех известных требований, предъявляемых потребителями к какой-то определённой категории товаров, в сопоставлении с перечислением всех характеристик данных товаров, которые могут удовлетворять эти требования. Такая схема выявляет любые существующие разрывы и указывает, какие новые изделия могут удовлетворить нереализованные потребности;
анализ сбыта – детальное изучение данных о сбыте с целью оценки пригодности маркетинговой стратегии;
анализ сегментационный – анализ сегментов рынка, в основу которого положены различные признаки: демографические, географические, поведенческие;
анализ спроса и потребления – область экономико-математических исследований, основной задачей которых является научное предвидение материальных потребностей членов общества и поиск оптимальных путей их удовлетворения;
анализ мотивационный – анализ, заключающийся в поисках причин и условий в плоскости социальной психологии, определяющих поведение потребителя на рынке;
перспективное направление маркетинговых исследований;
анализ сценариев – метод исследования условий сбыта, связанный с осуществлением всестороннего исследования с заранее заданным сюжетом. В ряде случаев применяются два или более сценариев или задаются несколько переменных в рамках одного сценария.
Кроме перечисленных, применяются также и другие формы анализа. Из наиболее распространённых можно указать на следующие:
анализ биржевой – анализ состояния биржевой торговли по странам, отраслям, товарам, ценным бумагам и валюте и инвестиционной привлекательности направлений вложения капитала при помощи биржевых торгов; вид банковских услуг;
анализ бухгалтерской отчётности – один из компонентов финансово-экономического анализа деятельности предприятия, заключающийся в изучении абсолютных показателей, представленных в бухгалтерской отчётности. В процессе анализа определяются состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала; оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источники заёмных средств, оцениваются объём выручки от реализации и размер прибыли. При этом следует сравнить фактические показатели отчётности с плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия. Следует также учитывать различные факторы, в том числе достоверность бухгалтерской отчётности, использование различных методов учёта и т.д.;
анализ вариантов, последовательный – метод решения задач оптимизации, основанный на последовательном построении, сравнении, анализе и отборе вариантов. Является обобщением динамического программирования и теории статистических решений. Задачей данного анализа является выбор из данного множества вариантов, на основании последовательно планируемых опытов, единственного варианта либо их некоторого подмножества. Метод вариантов с успехом применяют для решения многих задач оптимального планирования и проектирования, в особенности дискретного характера: анализа транспортных сетей и размещения предприятий, проектирования дорог, теории расписаний и др.;
анализ временных рядов в экономике – анализ показателей, изменяющихся во времени и проектирование этих показателей на основании имеющихся данных в разные периоды времени;
анализ генетический – анализ, предусматривающий рассмотрение объекта с точки зрения его происхождения и прошлого развития. Он позволяет установить причинно-следственные связи между явлениями и предвидеть поведение объектов в будущем;
анализ данных – направление статистических исследований, включающее комплекс методов обработки многомерной системы данных наблюдений, характеризующейся многими признаками. В отличие от классических математико-статистических методов, предполагающих известную вероятностную модель порождения данных, методы анализа данных используют только сведения, зафиксированные в этих данных;
анализ дисперсионный – статистический метод установления структуры связи между результативным признаком и факторными признаками. Решение задачи – измерение связи – опирается на разложение суммы квадратов отклонений наблюдаемых значений результативного признака от общей средней на отдельный части, обусловливающие рu1080 изменения этого признака;
анализ документов – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации;
анализ направлений деятельности фирмы – промежуточный этап исследования деятельности фирмы. В рамках этого анализа изучается и сравнивается эффективность всего комплекса направлений производства и сбыта, делаются выводы о необходимости изменения направлений в плане изменения удельного веса существующих направлений, введение новых и отказа от неэффективных направлений деятельности;
анализ портфельный – анализ гипотетических или реально имеющихся у инвесторов ценных бумаг на предмет изменения цен, рисков, перспектив компаний-эмитентов;
анализ рынка ценных бумаг, фундаментальный – метод анализа перспектив на рынке определённых ценных бумаг посредством исследования динамики признанных финансовых показателей компании таких, как доходы, объём продаж, активы и т.п.;
анализ технический (графический) – это совокупность методов прогнозирования тенденций изменения цен на фондовом рынке путём графического представления имеющейся информации (построения столбцовых диаграмм, линейных графиков, точечно-фигурных диаграмм), поэтому его иногда называют также графическим анализом;
анализ рядов динамики – изучение, научное исследование изменения уровней ряда в целях выявления закономерностей его изменения во времени. Основной предпосылкой этого анализа является сопоставимость рядов. Статистические данные должны быть сопоставимы, прежде всего, во времени.
При этом исчисляют следующие показатели: темпы динамики; абсолютные приросты; темпы прироста; абсолютную величину одного процента прироста. Темпы динамики – это отношение уровней ряда одного периода к другому. В ряду динамики темпы могут быть исчислены как базисные, так и цепные.
В обоих случаях темпы могут быть выражены в виде коэффициентов и процентов. Абсолютный прирост исчисляется как разность уровней ряда и выражается в единице измерения показателя ряда.
Относительную оценку значения абсолютного прироста по сравнению с первоначальным уровнем дают показатели темпа прироста. Их выражают в процентах и исчисляют путём деления абсолютного прироста, умноженного на сто, на величину первоначального уровня. Абсолютное значение одного процента прироста – частное от деления абсолютного прироста на темп прироста. Для обобщённой характеристики интенсивности развития за длительный период исчисляют средние (обычно среднегодовые) темпы прироста и динамики;
анализ системный – 1) совокупность методов и средств, позволяющих исследовать свойства и структуру объекта в целом, представив его в качестве системы, подготовить и обосновать управленческие решения; 2) научная дисциплина, разрабатывающая общие принципы исследования сложных объектов с учётом их системного характера;
анализ систем управления – исследование системы управления на основе разложения её на составные части (элементы) для изучения каждого из них в отдельности и выявления их роли и места в системе. Выделенные в процессе анализа элементы подвергаются синтезу, что позволяет на новом уровне знания продолжить и углубить исследование системы;
анализ типологический – метод исследования, основанный на расчленении множества исследуемых объектов на группы (классы) и рассмотрении однородных объектов. Процесс типологизации содержит этапы: выбор признакового пространства при экспертной и статистической оценке информативности типо образующих признаков, используемых при анализе конкретной исследуемой совокупности; выбор и использование алгоритмов классификации; анализ результатов, интерпретация полученных классов;
анализ факторный – выявление и классификация факторов, влияющих на эффективность изучаемого явления; один из разделов комплексного анализа хозяйственной деятельности. С помощью приёмов этого анализа удаётся установить, какой из факторов на самом деле оказывает решающее влияние на изучаемый показатель;
анализ степени риска – анализ, используемый при принятии решений в ситуации, когда неопределённость высока, для оценки этой неопределённости.