Ощущение Божьего присутствия

Наверное, всего на шаг от слепой веры отстоит следующий этап — очень мощное, хотя и трудно выразимое ощущение Божьего присутствия. Как и в том случае, когда мы ясно различаем Божий голос (об этом пойдет речь позже), нужен определенный опыт, который научил бы нас точно понимать и оценивать смысл этого ощущения. Надо сказать, что чувство присутствия Бога часто подтверждается свидетельством церковной общины, служа основой для сближения и сотрудничества отдельных ее членов. Разные люди одновременно ощущают, что необходимо сделать то-то и то-то. А сделать это велит им Бог.

Это коллективное чувство Божьего присутствия — явление хорошо известное. Опытные священнослужители и рядовые члены церкви знают, как часто во время богослужений люди под его воздействием начинают вести себя «в унисон». Происходит именно то, чего они ждут и на что рассчитывают. А те, кто ощущает Бога, находясь в одиночестве — в молитве, поклонении Богу, размышлениях, при чтении Библии, — легко находят общий язык с множеством других людей, испытавших похожее или, как зачастую кажется, точно такое же чувство.

Подобное «ощущение присутствия» происходит и в мирской жизни; только тут мы ощущаем присутствие человека, а не Бога. Иногда вы явственно чувствуете, что кто-то на вас смотрит или слушает вас, и лишь позже узнаете, что так оно и было, что в тот момент некто действительно пристально смотрел на вас или вслушивался в ваши слова. Такие случаи нередки.

Есть люди, способные привлечь внимание другого человека (находящегося, скажем, в противоположном углу огромного зала), просто уставясь ему в затылок. Существуют «хитрые» военные приборы, распознающие, что за ними наблюдает радар; мы, люди, в чем-то на них похожи. При этом одни из нас более чувствительны к таким вещам, чем другие, точно так же, как некоторые люди обладают более острым, чем у других, зрением или слухом.

Вполне естественно, что повышенное внимание одного человека к другому часто приводит к появлению обратной связи. И, поскольку так обстоит дело между людьми, стоит ли удивляться, что внимание Бога к нам в ответ вызывает у нас ощущение Его присутствия?

Иногда, конечно, это ощущение бывает более ярким и отчетливым. Мой старший брат, Дж. Виллард, милостью Божьей более тридцати лет нес пасторское служение. Но шел он к этому долго и трудно, через большие личные и финансовые проблемы.

Однажды ему предстояло сделать очень важный выбор, принять решение, которое должно было определить его будущее на долгие годы. Накануне вечером он долго молился и примерно в половине второго ночи просто упал на кровать и уснул. «Но в два часа, — вспоминает он, — комната озарилась светом славы Божьей, и я увидел какую-то фигуру. Лица я не видел, но я узнал Его — это был Христос. Я почувствовал руку на своем плече и услышал Голос, Который произнес: «Паси агнцев Моих».

Как часто происходило и с другими людьми, присутствие Божье потрясло и преобразило моего брата. Хотя дни его были заняты тяжелым физическим трудом, он вдруг стал каждую свободную минуту уделять чтению Библии и многое запоминал наизусть, не прилагая к этому никаких усилий. Всю свою взрослую жизнь он был заядлым курильщиком — и внезапно страсть к курению исчезла сама собой. По его словам, «аромат» Божьего присутствия, заполнивший его комнату, остался с ним на всю жизнь. Люди, пережившие подобное, подтвердят его свидетельство.

 

 

Божье вмешательство

В христианском опыте ощущение Божьего присутствия порой сопровождается необыкновенными событиями, которые нелегко (если вообще возможно) объяснить естественными причинами. Это третья форма, в которой проявляется пребывание Бога в нашей жизни, при этом мы необязательно ощущаем Его присутствие рядом. Явный признак вмешательства Божьего Духа — несоизмеримость события с человеческими возможностями и силами природы. Такие события служат примером и подтверждением Божьего замысла в истории человечества — замысла, проявившегося в деяниях Христа и в Священном Писании.

 

«Это не вы!»

После многих лет чрезвычайно плодотворного служения Дуайт Лайман Моуди испытал нечто такое, о чем позже сказал:

Я не могу это описать, я вообще редко об этом говорю, это сокровенное, почти непроизносимое вслух... Я могу лишь сказать, что Бог явил мне Себя, и я с такой полнотой ощутил Его любовь, что попросил Его не покидать меня. Я снова стал проповедовать. Проповеди были такими же, как раньше; я не говорил и не делал ничего нового; и все же сотни людей обратились в христианство. Я не вернулся бы в то время, когда еще не пережил этот благословенный опыт, даже если бы взамен мне предложили весь мир; все сокровища мира — не более чем прах в сравнении с тем, что мне довелось испытать.

В свое время Моуди вызывал изумление тем, что результаты его служения были абсолютно несоизмеримы и даже несравнимы с его личными качествами. Человек довольно заурядной внешности, никем не рукоположенный, он был необразован, неотесан и даже груб.

Когда успех проповедей Моуди достиг своего пика (это было в 1874-75 годах), доктор Р.У. Дейл (R.W.Dale), один из ведущих нонконформистских священников Англии, в течение трех или четырех дней наблюдал в Бирмингеме за деятельностью Моуди. Ему хотелось разгадать его секрет. Окончив наблюдения, Дейл заявил Моуди примерно следующее: «Я не вижу ни малейшей связи между тем, что вы собой представляете, и тем, что у вас получается; значит, то, что вы делаете, на самом деле делаете не вы, а Бог». Кто-то другой наверняка бы обиделся, и не без оснований, но Моуди лишь рассмеялся и ответил, что очень огорчился бы, если бы дело обстояло наоборот.

Исаак — сын обетования и духа — родился у Авраама и Сарры вопреки законам природы. Произошло это благодаря энергии Святого Духа. Рождение же Измаила у Агари и Авраама произошло естественным путем, благодаря энергии их тел (см. Галатам 4:22-28). Сверхъестественные явления всегда проистекают из непосредственных отношений человека с Богом и, следовательно, свидетельствуют о Его присутствии.

Когда Павел и Варнава отправились в первое миссионерское путешествие (см. Деяния 13 — 14), их деяниям на каждом шагу сопутствовала сила, бесконечно превосходящая их собственные возможности. Результатом всех этих удивительных событий стало образование множества христианских общин в центральной части Малой Азии. Вернувшись в Антиохию, они собрали церковь и, как нечто само собой разумеющееся, «рассказали все, что сотворил Бог с ними, и как Он отверз дверь веры язычникам» (14:27). Они не сомневались, что Бог пребывает с ними, ибо Он дал им невероятную силу. Исполнение обетования Иисуса об Утешителе — «Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоанна 14:17) — было для них очевидным и несомненным. «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Римлянам 8:11; см. также Ефесянам 1:19-20).

 

И это все?!

Брат Лоуренс говорит:

Я считаю делом своей жизни постоянно пребывать в Его Святом присутствии, где меня удерживает пылкая любовь к Богу. Я могу назвать это ПОДЛИННЫМ ПРИСУТСТВИЕМ Божьим или, лучше сказать, привычной, безмолвной и тайной беседой с Богом, беседой, которая так часто наполняет меня счастьем. Порой мой восторг столь велик, что выплескивается наружу, и я всеми способами стараюсь умерить его.

Мы пока рассмотрели три формы Божьего присутствия в нашей жизни: 1) когда Он действительно близок, но мы не осознаём этого, а лишь слепо верим или повинуемся логическим доводам; 2) когда мы остро ощущаем Его присутствие; 3) когда Он, действуя в союзе с нами, преображает окружающий мир так, как мы никогда не смогли бы в силу своих скромных возможностей.

Можно было бы подумать, что этим и исчерпываются все формы Божьего присутствия. Но брат Лоуренс имеет в виду нечто большее — и я с ним совершенно согласен. Ограничиться нашим списком — значит упустить самое важное в отношениях Бога и человека, лишить сути библейскую идею о том, что верующие должны быть священниками и царями, и свести наше взаимодействие с Богом до уровня смутных ощущений, спиритических сеансов и суеверных догадок.

Если присутствие Бога проявляется только так и не иначе, сможем ли мы быть Его друзьями? Если взаимодействие человека с Богом исчерпывается этими тремя аспектами, сумеем ли мы воспринять как откровение все богатство Библии, ее содержание и ее уроки? И, наконец, если Бог — Личность, разве Он не может говорить с нами напрямую?

Таким образом, к нашему списку следует добавить еще один пункт: общение. Когда это нужно, Бог непосредственно обращается к каждому — чего и следует ожидать во взаимоотношениях между теми, кто знает и любит друг друга, и делает общее дело.

Именно в беседе с Богом проявляется то непосредственное общение с Ним, о котором так часто говорят в церкви. Именно в беседе с Богом слова апостола Павла о том, что «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Римлянам 8:14), становятся точкой отсчета для личностного роста в отличие от слепой веры, механического исполнения обрядов или толкования смутных ощущений и знаков.

 

Два вида руководства

Прежде чем двигаться дальше, отметим, что в самом общем смысле в жизни можно выделить два вида руководства. Первый — механическое руководство, когда мы, допустим, ведем машину или с помощью пульта управляем с земли беспилотным космическим кораблем. В этом смысле мы «руководим» чем-то всякий раз, когда сознательно приводим в действие некое устройство и управляем им так, как считаем нужным. Простейшие примеры такого руководства лежат как раз в сфере механического управления.

Но есть и другое руководство — личностное. В этом случае мы тоже тем или иным путем управляем ходом событий, но при этом имеем дело с людьми. Люди же обладают разумом и волей, следовательно, они сами мыслят и сами принимают решения. Таким образом, идеал личностного руководства заключается в том, чтобы добиться желаемого результата, но таким образом, чтобы разум и воля человека при этом не подавлялись и были задействованы в полную силу.

Отсюда вытекает, что результат личностного руководства зависит не только от того, кто руководит, но и от того, кем руководят. Каждый человек неповторим, каждый сам отвечает перед Богом, и эту уникальную сторону личности ни в коем случае нельзя подавлять. Мы можем руководить направлением мыслей человека, его намерениями и решениями, но жизнь его принадлежит только ему.

Все это значит, что мы должны общаться с теми, кем руководим. Общение — единственное средство, с помощью которого можно влиять на человека, не нарушая при этом его духовной целостности, не подавляя свободы личности и оставаясь его другом.

Бог обычно руководит Своим творением примерно так же, как человек ведет машину: путем причинно-следственного воздействия на общую систему мироздания. Но Его руководство личностями, будь то люди или ангелы, этим не ограничивается: Он еще и сообщает им Свои мысли и намерения, Он обращается к ним. В Псалме 31:9 Бог наставляет нас: «Не будьте, как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе». Мы не должны руководствоваться лишь слепыми порывами или смутными ощущениями; Бог руководит нами посредством разумного общения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: