Сила истинной кротости

В книге «Джордж Мюллер из Бристоля» («Georg Muller of Bristol») А.Т. Пирсон (A.T.Pierson) подробно говорит об этом из Псалма 24. Его соображения помогут нам и на данном этапе, и несколько позже:

Кротость как условие Божьего водительства и наставления важна для нас вдвойне. Кроток тот, кто действительно выбирает Божью волю. При подобном праведном складе ума все существо человека настолько открыто Богу, что он узнаёт и выбирает Божью волю внутренне, без каких бы то ни было внешних знамений. Бог руководит нами не с помощью видимых знаков — Он управляет нашими суждениями. Ждать перед Богом, честно взвешивая на весах каждое соображение «за» или «против», в постоянной готовности увидеть, какая чаша перевешивает, — вот склад ума и души, достойный Божьего водительства; Бог прикасается к чашам весов и перетягивает их так, как Ему угодно. Но мы сами не имеем права трогать весы — в противном случае нечего и ожидать Его благоволения к нам3.

Тут мы подходим к третьей истине, о которой должны неустанно помнить, стремясь услышать голос Божий: если Бог говорит с нами, это вовсе не означает, что мы праведны (или хотя бы правы). Это не означает даже, что мы верно поняли Его слова. Безошибочность послания и святость отправителя не являются гарантией непогрешимости адресата. На первом месте всегда стоит кротость.

Это особенно важно, поскольку фразы типа «Бог сказал мне» или «Господь привел меня» часто подразумевают «Я прав», «Я знаю, как надо», «Следуйте за мной» и даже «Все будет так, как я сказал». Запомним раз и навсегда: ни одно подобное заявление не имеет под собой почвы.

Люди сплошь и рядом не понимают сути Божьего водительства. Мы часто слышим: «Да зачем Богу говорить со мной? И зачем мне Его слушать, если это не даст мне ни особой власти, ни абсолютных гарантий, что я на правильном пути?»

В следующих главах я надеюсь подробно ответить на эти вопросы. Для этого нам предстоит рассмотреть понятия «власть» и «правильность» при общении Бога с человеком. Но, пытаясь понять, что значит слово Божье, обращенное к человеку, мы должны твердо помнить: замысел Божий состоит не только в том, чтобы поддержать и защитить нас, и не в том, чтобы мы убедились в собственной правоте.

Правота — едва ли не самое тяжкое бремя, какое доводится нести человеку, и мало кому удается нести его достойно. Я как-то видел плакатик с надписью: «Господи, когда мы неправы, помоги нам исправиться, а когда мы правы, сделай так, чтоб мы не стали невыносимы!». Очень мудрая молитва!

Апостол Павел предупреждал нас, что «знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» (1 Коринфянам 8:1-2). По-видимому, это верно и тогда, когда мы слушаем Бога. Умение слышать голос Божий на христианском пути — всего лишь часть жизни в смирении, силе, вере, надежде и любви, кульминацией которой становится жизнь в объятиях Бога, «под мышцами вечными» (Второзаконие 33:27).

В следующей главе мы попробуем ясней представить себе такую жизнь — жизнь, в которой мы с Богом, а Бог с нами.

 

Вопросы для размышления

1. Почему некоторых людей привлекает модель человеческих отношений, показанная в фильме «Степфордские жены»? В чем ее сильные, а в чем слабые стороны?

2. «Любить — значить быть единым целым». Соответствует ли это вашему жизненному опыту? Подумайте, какие типы отношений невозможны без любви.

3. Обсудите с кем-то или подумайте: верно ли то, что одна из главных задач Бога — сделать так, чтобы никому ничего не сошло с рук?

4. Как связаны между собой духовная общность, общение и наставления в отношениях между людьми — скажем, между матерью и дочерью или между друзьями? До какой степени можно — и можно ли вообще — так же оценивать отношения между Богом и Его детьми?

4. Видите ли вы внутреннее противоречие в том, чтобы слышать голос Божий и в то же время быть кротким и смиренным? Если да, то как его преодолеть?

5. Вспомните три основных принципа, необходимых для того, чтобы слышать Бога.

 

Глава 3

Не быть одному

И сказал Бог: не хорошо быть человеку одному. БЫТИЕ 2:18

 

Се, Дева во чреве примет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. ИСАИЯ 7:14

Я с вами во все дни до скончания века. МАТФЕЯ 28:20

 

Когда я учился в колледже, мы, небольшая группа студентов, каждый четверг вечером проводили богослужения в окружной тюрьме, расположенной примерно в тридцати милях к востоку от Чаттануги, штат Теннесси. В этой тюрьме сидели не закоренелые преступники, а обычные люди, отбывающие малые сроки — от нескольких месяцев до года — за незначительные правонарушения. Все они очень остро переживали разлуку с родными и друзьями.

Большинство заключенных всегда ждали нас с огромным нетерпением. В основном, судя по всему, их привлекало пение. В нашей компании была одна девушка, искренняя христианка и прекрасный музыкант. Она играла на аккордеоне, а мужчины-заключенные вдохновенно, с чувством выводили слова церковных гимнов. Особенно им нравилась одна песня — они всегда просили исполнить ее:

 

Молний вспышки, раскаты грома,

Грех к душе моей тянет руки.

Слышу, шепчет Иисус "Не сдавайся! Я с тобой и не будет разлуки".

И тут вступал хор — с надрывом, с безграничным отчаянием людей, у которых на земле осталась последняя надежда:

Обещал Он: не будет разлуки,

Он со мной и не будет разлуки!

Сколько одиночества вокруг!

Однажды, когда я был в Лондоне, у меня вдруг оказалось несколько свободных дней. Большую часть этого времени я провел в размышлениях и молитве в Вестминстерском соборе (не в Вестминстерском аббатстве! В аббатстве всегда чувствуется величие прошлого — грандиозной истории английского народа и его отношений с Богом). В соборе, расположенном на некотором расстоянии от аббатства, ощущается Божественное присутствие без всякой примеси истории государства и народа. В этом громадном, мрачном, слабо освещенном здании есть что-то такое, что заставляет почувствовать близость Бога.

Перед собором разбит сквер со скамейками и столиками, а чуть поодаль — лавка религиозной литературы и «Макдоналдс». Лондонские нищие и бездомные приходят сладко подремать на утреннем солнышке, если, конечно, оно светит, и закусить изысканными объедками, оставленными посетителями «Макдоналдса».

Помню, я не раз видел там одну женщину — она безмятежно спала на скамейке, а вокруг носились стайки детей и голубей. Блондинка, средних лет, слегка крупноватая... Уличная жизнь наложила на нее свой отпечаток, но она все равно очень походила на счастливую мать в окружении многочисленного семейства. Я смотрел на нее и думал: «Ведь она чья-то дочь! Чья-то сестра, мать, соседка, одноклассница... И вот она здесь — одна, одна, совсем одна!»

Похожее, но несравненно более глубокое чувство охватило меня, когда родился наш первенец. Я с острой болью в сердце осознал, что это немыслимо прекрасное крохотное существо, введенное нами в этот мир, не составляет со мной единого целого — оно отделено от меня. Я ничего не смогу сделать, чтобы укрыть его от одиночества перед лицом вечности, от жестоких потрясений, от людской низости, от его собственных ошибок, от старости и, наконец, от смерти.

Мы не можем прожить жизнь за наших близких и по большому счету не можем даже прожить ее вместе с ними, как бы сильно мы их ни любили. Этого нам не дано — во всяком случае так, как нам бы хотелось. Все как в старой песне: «Но туда ты пойдешь один».

И к этому нечего было бы добавить — если бы не Бог. Только Он способен проникнуть в самую ткань человеческой сущности и так переплестись с нею, что окутанный Его любовью никогда не будет одинок. Именно в этом и состоит смысл великих строк, которыми заканчивается глава 8 Послания к Римлянам:

«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римлянам 8:35, 37-39).

Тревога за тех, кто нам дорог, стихает, если мы видим, что никто и ничто не может разлучить их с Богом. Тем, кто всецело вверил себя Христу и живет в присутствии Божьем, дается наивысшее благословение. Вот слова веры, которые идеально подходят ко всем людским горестям и радостям: «Еммануил — с нами Бог!» И поэтому мы поем:

 

Где Ты — позволь остаться мне.

Куда идешь — и я с Тобой.

С Тобой и боль не в тягость мне,

А без Тебя и радость — боль.

Дня не проходит без Тебя.

С Тобой хочу быть каждый миг.

Жизнь невозможна без Тебя.

О, дай, чтоб я тебя постиг!2

 

«Полнота радостей пред лицем Твоим, — говорит псалмопевец, — блаженство в деснице Твоей вовек» (Псалом 15:11). Даже в долине смертной тени я «не убоюсь зла». Почему? «Потому что Ты со мною» (Псалом 22:4).

Только Бог может избавить нас от одиночества; и самое страшное наказание, самая страшная мука — разлука с Ним. Псалмопевец в ужасе восклицает: «Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня» (Псалом 50:13).

 

Даритель и Его дары

Разумеется, отчасти мы ищем присутствия Бога в нашей жизни и ради каких-то внешних преимуществ. Во многих религиях мира люди стремятся заслужить благосклонность богов в надежде на определенные выгоды. Псалмопевец говорит о присутствии Божьем как о надежном укрытии от людских пороков (см. Псалом 26:5; 30:21; 31:7). Когда Авраам, отец верных, отказался обогатиться за счет трофеев от победы над царями (см. Бытие 14:22-24), ему было видение, в котором Бог сказал: «Не бойся... Я твой щит; награда твоя весьма велика» (Бытие 15:1).

Когда Иегова разгневался на израильтян за их грехи и собрался покинуть Свой народ на пути в землю Ханаанскую, Моисей уговорил Его не делать этого: «Ибо по чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты пойдешь с нами? тогда я и народ Твой будем славнее всякого народа на земле» (Исход 33:16).

Но мы, ученики Иисуса, не должны искать Бога лишь ради того, чтобы улучшить собственные жизненные обстоятельства. Ведь нам сказано: довольствуйтесь тем, что есть. «Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя». Так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» (Евреям 13:5-6). Обетование заключается не только в том, что Бог убережет нас от всяческого зла, но и в том, что, какие бы невзгоды нас ни постигли, мы уже ограждены от истинного зла благодаря Его присутствию в нашей жизни.

Подлинное благо — не в дарах, а в Дарителе. Мы выйдем победителями из любого испытания, ибо, как мы уже убедились, ничто не сможет «отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Римлянам 8:39).

Вспомним вечную истину Фомы Кемпийского. Иисус сказал: «Мудрый друг печется не о дарах того, кто любит, но о любви того, кто дарует. Он ценит любовь, а не драгоценности, и складывает все подарки к ногам Возлюбленного. Благородный друг уповает не на дар, каким бы тот ни был, а на Меня»3. Укрепляющая сила Божьего присутствия веками несла радость к ложу больного и ликование к краю могилы; исцеляла разбитые сердца и соединяла разорванные узы; освещала своим сиянием тяжкую работу, бедность и старость; превращала виселицу или столб мученика в место коронации.

Как писал блаженный Августин, в своем последнем доме «мы будем отдыхать и видеть, видеть и любить, любить и прославлять. Вот что будет с нами в конце без конца»4. Вот ради чего была сотворена человеческая душа. Вот наше призвание — и во времени, и в вечности: «Главная цель человека — славить Бога и радоваться Ему вечно»5.

Но сейчас на нашей земле преобладает одиночество. Оно прекрасно чувствует себя в роскошном пентхаусе и в домике приходского священника, в кабинете чиновника и особняке миллионера, в опустевшей квартире, у сборочного конвейера, у стойки бара и на городских улицах. Одиночество, как сказала однажды Мать Тереза из Калькутты, — проказа современного мира. В «Элинор Ригби», некогда популярной песне «Битлз», звучит сокрушенное восклицание: «Сколько одиноких! Откуда они берутся?»

На этот вопрос существует простой и правильный ответ: одинокие люди «берутся» из-за разлуки с Богом. Те, что «не имели надежды и были безбожники в мире» (Ефесянам 2:12), — это они и есть. Причина их одиночества — в отдалении от Бога.

Но можно ли ясно представить себе, что такое жизнь с Богом, жизнь, в которой человек никогда не бывает один? Можно ли найти слова, которые побудили бы честного и откровенного человека стремиться к такой жизни? Давайте посмотрим, в каких формах может проявляться Божье присутствие.

Итак, что же это такое — жизнь с Богом, в которой нет места одиночеству? Как это понимать? Подсказку можно найти в следующих стихах Священного Писания:

 

«А вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исход 19:6).

 

«Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков!» (Откровение 1:5-6).

Основная мысль заключается в том, что Бог призвал нас к непосредственным и совершенно сознательным отношениям с Ним в качестве священников; отношениям, в которых мы делим с Ним ответственность за власть как цари. Но что это все-таки означает и как происходит? Тут есть несколько стадий, о которых мы сейчас поговорим.

 

«Слепая» вера

Во-первых, так называемая «слепая» вера — это все-таки реальный, хотя и самый простой способ пребывания с Богом. Мы действительно верим в Бога. Может быть, мы верим в Него, основываясь на каком-то прошлом опыте или на примере тех, кто в Него верит, или приходя путем абстрактных умозаключений к выводу, что Его не может не быть. Но убежденность в том, что Он есть, или даже просто горячее желание верить в это — единственное проявление Его присутствия в нашей жизни. Мы вовсе не уверены, что Он пребывает с нами здесь и сейчас, и не чувствуем, как Он действует в нас или вокруг. И все же мы верим, все же мы верны Ему.

Этот вид веры ни в коем случае не заслуживает презрения — отнюдь нет! Но человеческое сердце не может довольствоваться слепой верой в Бога. Абстрактно-логические выводы из доктрины Божьей вездесущности, принятие догмата о пребывании Бога с верующим, вера в веру других, даже воспоминания о прошлом опыте жизни с Богом — ничто из этого не может служить достаточным основанием для духовного роста.

Тем, кто воспринимает Божье присутствие лишь таким образом, предстоит еще многое узнать и обрести. В противном случае они так и не станут «царями и священниками» и не смогут «царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» (Римлянам 5:17).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: